Манифесты Р+К

Appellatio Fraternitatis

Содержание


Manifesto

Дорогой читатель,

В 1614 году, то есть четыреста лет тому назад, вследствие почти одновременной публикации во Франции, Германии и Англии «Fama Fraternitatis Rosae Crucis» («Слава Братства Розы и Креста»), стало известно о некоем таинственном Братстве. В ту пору этот текст вызвал широкий отклик, в частности среди мыслителей, философов и религиозных иерархов, прежде всего, католической церкви. В общем плане этот Манифест призывал к Всеобщей реформе как в области религии, так и в политике, философии, науке, экономике и т.д. Даже по мнению историков, в то время положение многих стран Европы было близким к хаосу, и открыто говорилось о «кризисе Европы».

Напомним, что за «Fama Fraternitatis» последовали два других Манифеста: «Confessio Fraternitatis» («Исповедание Братства») и «Химическая свадьба Христиана Розенкрейца», изданные соответственно в 1615 и 1616 гг. Авторы этих трёх Манифестов заявляли о себе как о членах Братства Розы и Креста и входили в круг мистиков, известный как Тюбингенский кружок. Все они были гуманистами и увлекались алхимией и Каббалой. Несколько лет спустя, в 1623 году, это Братство стало ещё более известным, когда на улицах Парижа появились таинственные плакаты: «Мы, депутаты Главной Коллегии Розы и Креста, милостью Всевышнего пребываем в этом городе видимо и невидимо».

Цель данного «Appellatio» («Призыв») состоит не в том, чтобы представить историю розенкрейцеров или их учения. Скорее, мы хотим отметить четырёхсотлетие появления «Fama Fraternitatis», Манифеста, в историческом плане ознаменовавшего основание Ордена Розы и Креста. Мы говорим «в историческом плане», потому что в плане Традиции этот Орден берёт начало в Школах Мистерий Древнего Египта во времена 18-й династии. Михаэль Майер, известный розенкрейцер XVII века, заявлял в одном из своих трудов: «Наши корни находятся в Египте, в брахманизме, в Элевсинских и Самофракийских мистериях, они берут своё начало от Магов Персии, пифагорейцев и арабов».

Верные своей Традиции, мы издали в 2001 году Манифест «Позиция Братства Розы и Креста», в котором выразили свою позицию в отношении состояния человечества в основных областях его деятельности: в экономике, политике, науке, технике, религии, морали, искусстве и т.д., а также его положение в экологическом аспекте. Этот Манифест, который некоторые историки рассматривают как продолжение трёх предшествующих, прочли миллионы людей во всём мире, стал для многих из них основанием для размышлений и медитаций. В некоторых странах его предлагали прочесть студентам, в других он был предложен вниманию общественности через муниципальные и национальные библиотеки; многие поместили его текст в Интернете.

Четыре века после «Fama Fraternitatis» и тринадцать лет после «Позиции» нам показалось необходимым снова обратиться к тому, что нас беспокоит в отношении человечества. Действительно, время идёт, и будущее, которое вырисовывается с каждым десятилетием и каждым годом, вызывает озабоченность. «Кризис», как его повсеместно называют, представляется для многих стран постоянным. При этом, мы не являемся пессимистами в отношении будущего и, тем более, не ожидаем конца света. В «Propheties des Rose/Croix» («Пророчества розенкрейцеров»), изданных в декабре 2011 года, можно прочесть по этому поводу: «Мы смотрим на будущее с оптимизмом… Несмотря на видимость, смутное время, которое мы переживаем, является «необходимым» переходом, позволяющим человечеству превзойти себя и возродиться».

Как и «Позиция», «Appellatio» не обращён исключительно к какой-либо элите, но ко всем тем, кто узнает о нём и найдёт время его прочесть. Некоторым этот Манифест может показаться бьющим тревогу, другим — утопическим. Конечно же, он не является ни догмой, ни идеологией. Посредством него мы просто хотим выразить мысли, которые сами по себе не новы и не оригинальны, в частности для розенкрейцеров, но которые, по нашему мнению, более чем когда-либо, заслуживают того, чтобы над ними задуматься. На самом деле мы хотим призвать к духовности, гуманности и экологии—условиям для того, чтобы человечество возродилось во всех аспектах и познало счастье, к которому оно устремлено.

Верховный Совет АМОРК


Призыв к духовности

По нашему убеждению, кризис, разразившийся во многих странах, если не сказать во всех, не только социальный, экономический и финансовый. Это лишь последствия кризиса цивилизации в глобальном смысле этого понятия. Другими словами, в кризисе находится само человечество как таковое. Но в кризисе чего? Хотя мы частично ответили на этот вопрос в «Позиции», нам кажется нужным вернуться к нему и уточнить нашу мысль. В свете нашей философии и наших идеалов мы полагаем, что это наш долг не только как розенкрейцеров, но и как граждан, коими мы являемся. В этом отношении, в отличие от того, что можно было бы сказать о нас, значение, которое мы придаём духовности, никогда не отрицало значения материальности, тем более, что конечной целью нашего поиска всегда являлось обретение Мастерства Жизни.

Во-первых, мы считаем, что человечество находится в кризисе духовном. По нашему мнению, такое положение имеет две основные причины: мировые религии, установившиеся много веков назад, более не отвечают на экзистенциальные вопросы, которые задают себе люди нашего времени. Их учение и мораль являются застывшими во времени, что объясняет отход от них и появление духовной пустоты, которую многие даже не стремятся заполнить. Параллельно с этим в странах, называемых развитыми, общество становится всё более материальным в том смысле, что побуждает людей находить благополучие через обладание материальными вещами и чрезмерное потребление. Эта тенденция значительно увеличила власть денег и извратила их использование. Из средства они превратились в самоцель, в нечто, чем стремятся обладать, тогда как сами по себе они ничего не представляют.

Значит ли это, что нынешние религии не имеют будущего? Прежде чем ответить на этот вопрос, нам хотелось бы напомнить, что мы их уважаем в том, что они содержат в себе самого благородного для своих последователей, чтобы жить согласно своей вере в повседневной жизни. Но, как мы уже говорили, сознание и образ мыслей людей очень изменились со времени появления религий, и их кредо представляются устаревшими в глазах очень многих, в частности молодых людей. Не зная как или не имея возможности стать соответствующими современности, они обречены рано или поздно на исчезновение, и тогда от них останутся только памятники, построенные за века истории, и их тексты, считающиеся священными, такие как Библия, Коран, Упанишады, Трипитака и т.д.

Возвращаясь к теме денег, скажем, что не следует впадать в демагогию. Они являются средством обмена для жизни в обществе. Нам всем они нужны для приобретения необходимого для нашего материального благополучия и законных благ, которые может предложить жизнь. Но со временем они приобрели слишком большое значение и стали определять практически все области деятельности человека. В наши дни они стали объектом настоящего культа, заменившего религию, который насчитывает самое большое число адептов по всему миру. К несчастью, каждый день на его алтарь приносятся основные этические ценности (честность, неподкупность, справедливость, солидарность и т.д.), так что более чем когда-либо он становится носителем разложения.

Из вышесказанного не следует, что розенкрейцеры являются сторонниками обета бедности и считают, что материальное богатство несовместимо с духовностью. Со времени своего появления на Земле человек всегда стремился улучшить условия своей жизни и быть более счастливым. Это стремление является частью его глубинной натуры и вписывается в процесс, называемый «эволюцией». Это не значит, что цель жизни состоит в том, чтобы стать богатым, но неестественно и ненормально желать быть бедным. Кроме того, быть бедным материально и не иметь денег не делает человека лучше и не является критерием духовного возвышения, и это так же верно и для богатого.

Нам представляется, что счастье, к которому более или менее осознанно стремятся люди, находится в равновесии духовного и материального, а не в одном из них с исключением другого. Поэтому любой человек, посвятивший себя только духовности до степени отказа от законных благ жизни, не может быть счастлив. То же самое и с тем, кто сделал материальное обладание единственной основой своего благополучия. Это объясняет, почему многие, которых считают богатыми, в глубине себя несчастны. Причина этого в том, что они страдают от внутренней пустоты, которую не могло бы заполнить и «всё золото мира». По этому поводу все мы знаем пословицу «Не в деньгах счастье»; хотя они этому, действительно, способствуют.

Если мы согласны в том, что человек — это не только физическое тело, которое поддерживается в живом состоянии, благодаря совокупности физико-химических процессов, но что он обладает также и душой, то можно легко понять, что она также нуждается в некоей форме пищи — духовности. Но что такое духовность? Согласно сказанному ранее, она выходит за пределы религиозности. Иными словами, она не ограничивается верой в Бога и следованием вероучению, каким бы достойным уважения оно ни было. Скорее, она состоит в поиске глубинного смысла жизни и постепенном пробуждении того лучшего, что имеется внутри нас. И именно этого поиска смысла и совершенствования в наши дни болезненно не хватает, из чего исходит хаос мира и маразм, в котором он находится на протяжении нескольких десятилетий.

Большинство людей всех стран и наций чувствуют, что они находятся в тёмном туннеле, выход из которого не видит никто, даже те, кто их направляет, и кто ими руководит. Кроме этого, они не осознают, что свет, на который они надеются, сможет придти только от них самих, а не от внешней причины. Это подводит нас к духовности и необходимости искать решение проблем, стоящих перед человечеством, не в материальности. Но, может быть, вы относитесь к тем, кто не принимает существования души, что, естественно, является вашим правом. В таком случае позвольте вам задать следующие вопросы, и найдите время ответить на них самому себе:

— Как вы объясните то, что называют «голосом совести»?

— Как вы объясните способность человека проявлять среди прочих достоинств, такие как благонамеренность, щедрость, сострадание и любовь?

— Считаете ли вы, что самые замечательные произведения искусства — живописи, скульптуры, музыки и т.д. — рождаются исключительно в ментальности тех, кто их создал?

— Как вы объясните, что миллионы человек во всём мире пережили клиническую смерть и вернулись в наш мир с воспоминанием о том, что они «видели» и «слышали» в так называемом запредельном мире?

— Вы действительно думаете, что, если бы существование души было выдумкой, самые великие мыслители и философы, которых знало человечество, приняли бы её за очевидную реальность?

Без сомнения, всякий человек имеет душу. С нашей точки зрения именно она делает каждого из нас существом живым и сознательным, способным думать и испытывать эмоции. В ней находится то лучшее, чем обладает природа человека. Если мы и живём на Земле, то именно для того, чтобы осознать её достоинства и выражать их в наших суждениях и нашем поведении. К сожалению, слишком мало людей, включая верующих, так делают, что и объясняет, почему злонамеренность, нетерпимость, эгоизм, зависть, гордыня и ненависть столь явно присутствуют в нашем мире со всеми последствиями этого в виде несправедливости, конфликтов, неравенства и страдания. В этом отношении действительно, зло существует только при отсутствии добра и берёт своё начало исключительно в поведении людей. Поэтому зло не есть воля Бога или дьявола, который, впрочем, никогда не существовал так же, как и демоны, якобы служащие ему.

А что же относительно Бога? На протяжении веков верующие видели в нём антропоморфное Существо, восседающее где-то на небесах и управляющее судьбами людей. В желании понравиться Ему, чтобы получить от Него милости, они следовали и продолжают следовать предписаниям религий, которые опираются на их священные книги. Но очевидно, что верить в Бога и исповедовать вероучение, объявленное как вдохновлённое Им, недостаточно для того, чтобы быть счастливым. В противоположном случае миллиарды верующих, живущих по всему миру, исключая атеистов, были бы счастливы. Но это не так. Значит, счастье, к которому стремится человек, находится не в религиозности. В действительности оно находится в духовности, в том смысле, который мы дали этому термину выше.

Прежде чем дать вам наше представление о Боге, позвольте сказать вам, почему мы считаем, что Он существует и почему атеизм, достойный уважения сам по себе, является заблуждением: атеист или верующий — никто не станет отрицать существование Мироздания. С рациональной точки зрения он необходимо является следствием некоей созидающей причины. И поскольку оно управляется законами, которые вызывают восхищение у самих учёных, из этого следует, что эта причина очень разумна. Тогда почему не отождествить её с Богом и увидеть в Нём Абсолютный и безличный Разум, лежащий в основе Творения? Напомним также, если это нужно, что Мироздание было в начале центром энергии размером с атом, содержащим в потенциале все галактики, звёзды, планеты, существующие сейчас, и саму Землю.

Настоящий вопрос, который можно и должно задать себе о Боге, состоит не в том, есть ли Он, или Его нет, но в том, чтобы знать, в какой степени Он участвует в жизни людей. Мы считаем, что в той мере, в какой мы уважаем законы, через которые Он проявляется в Мироздании, природе и самом человеке. Это предполагает их изучение, — то, чему розенкрейцеры всегда себя посвящали. Вы отметите, что такой подход к концепту Бога и Его роли в нашем существовании имеет более научную, чем религиозную коннотацию. АМОРК, впрочем, никогда не противопоставлял себя науке, напротив. Так, Международный розенкрейцерский университет, которому АМОРК покровительствует с начала 20-го века, имеет, среди прочих, секцию физических исследований.

Более чем когда-либо стало насущным переходить от религиозности к духовности, окончательно заменить просто веру в Бога знанием Божественных законов, то есть законов вселенских, законов природы и законов духовных. Именно в познании этих законов и мудрости, исходящей от этого познания, находится благополучие, которое мы ищем, включая и блага материального плана. Старинная формула розенкрейцеров гласит: «От невежества и только от невежества должен освобождаться человек». Именно оно лежит в основе всего плохого, что может делать человек в ущерб самому себе и, тем более, другим людям и своему окружению. В невежестве сокрыты различные суеверия, которые унижают человечество, и мешают его полному расцвету. Поэтому придайте духовную направленность вашей жизни, то есть будьте не только живым существом, но и душой живою…

Возможно, вы задаётесь вопросом о светском мировоззрении. Так долго, пока традиционные или современные западные и восточные религии будут основываться на догмах и структурах автократических систем, мы считаем, что светскость будет необходимостью, чтобы защитить общество от всяческих теократических отклонений. При этом мы надеемся, что настанут времена, когда духовность как поиск знания и мудрости станет частью нравов и будет определять гражданскую жизнь. И тогда политика будет единой с философией и будет вдохновляться «любовью к мудрости», как во времена апогея греческой цивилизации. Вспомним, что последняя была колыбелью демократии и что мы обязаны ей понятием республики. Вспомните также, что большинство философов, давших ей жизнь, были спиритуалистами.

Призыв к гуманности

Если наш призыв к духовности не найдёт положительного отклика, мы предлагаем вам проявлять в вашей повседневной жизни гуманность. В «Розенкрейцерской декларации обязанностей Человека», выпущенной АМОРК в сентябре 2005 года, говорится: «Каждый человек имеет своим долгом считать всё человечество своей семьёй и поступать везде и во всех обстоятельствах, как гражданин мира, полагая гуманизм основой своего поведения и своей философии». Очевидно, что если бы все люди исполняли этот долг в отношении друг друга, то слово «человечество» обрело бы свой полный смысл и стало бы на Земле живым выражением братства в самом благородном и универсальном смысле этого слова. И тогда бы мир царил между всеми народами и всеми нациями.

Но что означает «быть гуманистом»? Во-первых, это значит считать, что все люди являются кровными братьями и сёстрами и что различия между ними относятся только к их внешности. При этом мы не признаём догмы, согласно которой всё человечество произошло от одной первичной четы, то есть Адама и Евы, если верить Ветхому Завету. С онтологической или научной точек зрения такое утверждение необоснованно. Действительно, подобное продление рода в результате кровосмешения быстро привело бы к физической и умственной дегенерации. Согласно нашей точке зрения, люди вышли из животного мира, который сам был театром долгой и медленной эволюции жизни, какой она проявилась со времени своего зарождения на Земле. Как бы то ни было, у нас всех один геном, и кровь, которая течёт в наших венах, в основе своей одна и та же. Мы образуем не только братство, но и человечество как таковое.

Как известно, некоторые антропологи выделяют три или даже четыре расы: бедую, жёлтую, чёрную и красную. Несколько лет назад это разделение было оспорено большинством учёных, которые предпочитают заменить его общим понятием Человеческой расы. Поступая так, быть может, они хотят отнять у расистов любой аргумент «физиологического плана»? Однако признавать существование нескольких рас не означает быть расистом, тем более нельзя отрицать, что европеец, азиат и африканец являются людьми, которые достаточно очевидно отличаются в морфологическом плане. Быть расистом значит считать и утверждать, что есть раса, высшая в сравнении с другими, в частности та, к которой принадлежит заявляющий об этом. Настоящий гуманист убеждён, что все люди являются клетками одного тела — тела человечества.

Многие склонны отдавать предпочтение общению с людьми своей «расы», своей национальности, таких же политических и религиозных убеждений, потому что это их устраивает и успокаивает. Тем не менее, это не причина отвергать других или, тем более, их ненавидеть. Гуманист, достойный своего имени, уважает все различия, естественно, при условии, что они не посягают на достоинство и целостность одних и других. Иными словами, он проявляет терпимость и не ведёт себя так, как если бы он был или чувствовал себя выше других. И это есть знак ума, так как нетерпимость во всех её формах является знаменем глупости или (и) гордыни. К сожалению, эта слабость или, скорее, этот недостаток является весьма распространённым, из чего возникают многочисленные конфликты, противопоставляющие людей друг другу.

Относительно терпимости напомним, что девиз АМОРК гласит: «Самая широкая терпимость при самой строгой независимости». Этим объясняется присутствие в наших рядах христиан, иудеев, мусульман и т.д., а также тех, кто не исповедует никакой религии. Некоторые являются атеистами, но они ценят братский характер нашего Ордена. Кроме того, он объединяет людей всех социальных категорий и политических убеждений, может быть, даже противоположных. Если, несмотря на различия, розенкрейцеры способны уважать друг друга и поддерживать гармоничные отношения, то почему бы это не могло сделать и всё человечество?

Вы, конечно, знаете заповедь Иисуса: «Возлюбите друг друга!», которую он дополнил советом не делать другому того, чего ты не хотел бы, чтобы он делал тебе. Атеист или верующий какой бы то ни было религии не могут отрицать, что этот завет выражает сам по себе идеал, которому должен следовать каждый человек в своих отношениях с другими. И если мы свободны в том, чтобы не видеть в Иисусе ни духовного Учителя, ни мессию, ни Искупителя, почитаемого в христианстве, каждый должен, по крайней мере, признать, что он был необыкновенным гуманистом и что он радикально повлиял на нравы своей эпохи, проповедуя солидарность и мир до такой степени, что завещал любить даже своих врагов.

Современное общество стало слишком индивидуалистичным в том смысле, что лозунг «каждый за себя» превратился в норму. Под совместным воздействием материальности и экономического и социального кризиса, охватившего мир в последние десятилетия, всё больше людей склонны заботиться только о своём личном благополучии и оставаться безразличными к благу других. Такое отношение взаимно отдаляет граждан и вызывает дегуманизацию общества. К этому добавляется тот факт, что средства коммуникации подменили собой прямое общение люди уже не находят времени общаться с близкими или соседями, но гордятся тем, что имеют много «виртуальных друзей» в социальных сетях. Какой парадокс! Научимся же снова разговаривать в физическом присутствии с другими, от сердца к сердцу, если не сказать «по душам».

Можно прочесть в «Позиции»: «Разрыв между самыми богатыми и самыми бедными странами непрерывно растёт. Та же пропасть между беднейшими и богатейшими слоями общества наблюдается и в каждой стране в отдельности». С тех пор положение продолжало только ухудшаться. И от этой ситуации не может отвернуться ни один гуманист, тем более что бедность и нищета являются не фатальностью, но результатом плохого управления природными ресурсами и продуктами экономики местной, региональной, национальной и мировой. Иначе говоря, они суть плод эгоизма людей и недостаточной их солидарности. Однако осознают они это или нет, их выживание более чем когда-либо зависит от их способности делиться и сотрудничать не только между гражданами одной страны, но также и между странами. Обращаясь к мистическим терминам, мы скажем, что под влиянием глобализации их кармы связаны таким образом, что ни одна нация не сможет долго процветать, не заботясь о тех, которые бедствуют.

Поскольку мы упомянули о глобализации, то, по нашему мнению, она необратима, и поэтому бесполезно ей противостоять. Со своего появления на Земле человек не прекращал расширять поле своей деятельности, сначала от клана к клану, затем от деревни к деревне, от города к городу, от страны к стране, и, в конце концов, от континента к континенту. С развитием транспортных средств и связи мир стал одной страной. Это естественное развитие вещей, чему можно было бы радоваться, так как оно является носителем взаимопонимания и мира между народами. Но этот процесс находится только в самом начале и сталкивается с различиями в культуре, ментальности, в экономических и политических системах и и обостряет их неравенство. Поэтому мы считаем, что его нужно ускорить и придать ему гуманистическую направленность, дабы он был благотворен для всех.

Обратимся теперь к совсем другому моменту: индивидуализм не является единственным препятствием для гуманизма, каким его понимают розенкрейцеры и на который они надеются — огромное значение получили машины с тех пор, как началась механизация и роботизация промышленности. Вместо того, чтобы ограничиться заменой человека в самых тяжёлых видах труда, они стали заменять его по причинам рентабельности и выгоды. Эта избыточная механизация общества содействовала не только его дегуманизации, но взрастила социальную болезнь, которой является безработица. Поэтому становится необходимым вернуть человека на место машин во все секторы, где это возможно. И отказаться от материалистической догмы: считать и говорить, что «время — это деньги».

Но люди не только кровные братья и сёстры, они также и «родственные души», эманированные из одного духовного источника, то есть Вселенской Души. Их отличает только уровень их внутренней эволюции, то есть уровень осознания своей божественной природы. Добавим, что мы являемся сторонниками идеи, согласно которой каждый индивид перевоплощается столько раз, сколько ему необходимо для этого осознания и достижения состояния такой мудрости, какую мы можем проявить на Земле. Если вы принимаете этот принцип или, скорее, этот закон, вы поймёте, что различия между людьми в их зрелости, глубине ума, чувстве ответственности и гуманности объясняются в основном тем, что одни пережили больше воплощений, чем другие. Под этим углом зрения ни один человек не выше другого; некоторые просто более развиты духовно.

При отсутствии веры в Бога гуманист должен иметь веру в человека и его способность превзойти себя, чтобы выразить лучшее в себе. Конечно, если посмотреть на историю человечества и его настоящее положение, можно подумать, что люди в глубине своей индивидуалисты и призваны творить зло друг другу под влиянием своих слабостей и недостатков. Однако, несмотря на видимость, их сознание значительно эволюционировало. Во всём мире люди всё чаще выступают против несправедливости и неравенства, за мир и против войн, обличают диктатуры и иные тоталитарные режимы, призывают к братству, приходят на помощь самым обездоленным, действуют во имя сохранения природы и т.д. Если это так, то потому что всякий человек по побуждению души стремится, как говорил Платон, к хорошему, к добру и к истинному. Просто нужно, чтобы он осознал это и поступал соответственно этому.

Призыв к экологии

Мы считаем, что нельзя быть гуманистом, не будучи экологистом. Действительно, как желать счастья всем людям, не заботясь о сохранении планеты, на которой они живут? И все знают, что она находится в опасности и что человечество в огромной степени ответственно за это: различные виды загрязнения, разрушение экосистем, уничтожение лесов, многих видов животных и т.д. Что касается потепления климата, то подавляющее большинство учёных считают, что деятельность человека, если не вызвала его, то весьма ускорила, в частности парниковыми газами. Кроме того, многие из них связывают потепление с увеличением числа всевозможных катаклизмов с вытекающими из этого человеческими жертвами и материальными разрушениями. Как бы то ни было, очевидно, что, если ничего не предпринять в ближайшее время в мировом масштабе, чтобы положить конец злу, которое мы причиняем нашей планете, она станет непригодной для жизни миллиардов людей и, может быть, для всего человечества.

В древних цивилизациях Землю считали Матерью всех живых существ, и она была объектом культа — культа Матери-Земли. В наши дни только несколько народов, таких как австралийские аборигены, американские индейцы и африканские пигмеи, если назвать только самые известные, сохранили такое понимание вещей. Современные же люди пришли к тому, что рассматривают её только как источник прибыли, эксплуатируя её за пределами разумного и в ущерб её здоровью. Мы говорим «здоровье» в отношении нашей планеты потому, что для нас она является существом живым и даже сознательным. Чтобы убедиться в этом, достаточно подумать о жизненных силах, проявляемых ею в природе, и разумности, которую она демонстрирует через свои различные царства, не говоря уже о том, что составляет её красоту. Это настолько верно, что даже атеист склонен её обожествлять и считать её шедевром Творения.

По мнению ученых, Земля образовалась приблизительно четыре с половиной миллиарда лет тому назад, жизнь — четыре миллиарда, и человек—три миллиона лет. Но за сто лет мы ей так навредили, что её и наше будущее оказалось под угрозой. Теперь её состояние является предметом обсуждения на международных встречах высшего уровня. К сожалению, такие встречи остаются на уровне теории, и выражаются в решениях, далеко не удовлетворительных для того, чтобы серьёзно повлиять на ситуацию. Озабоченный пробуждением сознания в области экологии АМОРК опубликовал в 2012 году «Обращение в защиту духовной экологии», которое было прочтено в Сенате Бразилии на «Саммите Земли» в Рио-де-Жанейро. Другие коллоквиумы такого типа были проведены в разных странах, но объявленные решения остаются ничтожными перед сложившейся ситуацией и наталкиваются, ещё и как всегда, на социоэкономические интересы одних или других.

Развитые страны, среди которых и самые богатые в мире, стали таковыми, принося экологию в жертву экономике. Очевидно, что, если развивающиеся страны последуют этой модели, которая основана на перепроизводстве и сверхпотреблении, проблемы окружающей среды, с которыми мы столкнулись, усугубятся во много раз. На сегодня это, к сожалению, тот путь, на который вступили растущие нации, за что их трудно порицать, учитывая поданный им пример. В настоящее время можно только надеяться на то, что они смогут отказаться от такой модели и заменить её другой, примиряющей экономику и экологию. Это будет прекрасным и полезным уроком для всего человечества.

Розенкрейцеры отнюдь не мечтатели, озабоченные исключительно духовным аспектом бытия. Конечно, мы мистики в прямом значении этого слова, то есть люди, интересующиеся тайнами жизни, но мы знаем, что именно на Земле мы должны построить рай, который религии помещают в запредельном мире. Для этого люди должны научиться мудро распоряжаться природными ресурсами и созданными ими продуктами. Отсюда исходит необходимость, чтобы экономика на всех уровнях и во всех аспектах приносила благо всем народам и их гражданам, справедливо, уважая достоинство человека и природы.

Что могло бы побудить людей развивать экологическую экономику? Страх стать жертвами потепления климата и тех природных катастроф, которые ему приписывают? По всей видимости, нет, потому что простой смертный склонен думать, что это может случиться только с другими. Пока он не затронут лично, и пока он не страдает, он обычно сочувствует пострадавшим, возможно, участвует в том или ином благотворительном действии и возвращается к обычной жизни, надеясь, что подобные катастрофы его не затронут. Но нужно ли, чтобы ещё большее число людей было затронуто, включая, быть может, прежде всего, богатые страны, чтобы человечество увидело, наконец, очевидное? В любом случае, наша Мать-Земля очень больна, и она рискует стать невозможной для проживания очень большого числа людей.

Помимо того, что число людей, затронутых природными катастрофами, растёт во всех частях света, нужно отметить, что, по мнению некоторых учёных, продолжительность жизни, которая увеличивалась на протяжении последних десятилетий, начинает сокращаться. Одновременно резко растёт количество онкологических заболеваний. Почему? Во многом от того, что воздух, которым мы дышим, вода и пища, потребляемые нами, весьма загрязнены (нитраты, фосфаты, пестициды, красители, консерванты), что неизбежно вызывает органические, клеточные и даже генетические нарушения. Если добавить к этому, что потребление алкоголя, табака и других подобных веществ значительно возрастает, то не надо удивляться, что здоровье человека находится под близкой угрозой.

Другая, не менее большая опасность угрожает огромному числу людей: множество электромагнитных волн, излучаемых компьютерами, мобильными телефонами и другими электронными приборами. Прошло ещё мало времени с начала этого электромагнитного загрязнения, но нет никакого сомнения в том, что оно находится в основе различных болезней. Речь не идёт о том, чтобы поставить под сомнение полезность этих аппаратов, но всё должно быть сделано для того, чтобы их применение не было носителем различных патологий, и это влечёт за собой ответственность тех, кто их производит и продаёт. Кроме того, многим пользователям не хватает мудрости в их применении, то есть они пользуются ими в ущерб своему здоровью. Например, число случаев опухоли мозга значительно увеличилось с появлением мобильных телефонов, в частности у молодежи.

Но человечество затрагивает и другое, более метафизическое загрязнение. Это негативные мысли, которые люди порождают под воздействием ненависти, злости, злопамятства, нетерпимости, гнева, зависти и т.д. Во-первых, такие мысли негативно воздействуют на людей, которые их носят в себе или их испускают вовне, даже если объективно они этого не ощущают. Со временем они провоцируют у них физические или психологические нарушения, которые могут привести к серьезным заболеваниям. Во-вторых, они инфицируют коллективное бессознательное и наполняют его негативными вибрациями, которые в свою очередь питают ситуации ненависти, злонамеренности, злобы и т.д. И наоборот, любая позитивная мысль благотворна не только для человека, породившего её, но также и для коллективного сознания человечества. Зная это, розенкрейцеры многие века практикуют то, что они называют «духовной алхимией».

Кто говорит болезнь, тот говорит медицина! Нужно признать, что последняя, как и хирургия, продвинулась далеко вперёд и во многом содействовала улучшению здоровья, однако она не свободна от недостатков и даже некоторых отклонений. Как большинство областей человеческой деятельности, она испытывает влияние денег до такой степени, что позволяет рассматривать болезнь как коммерческий фонд больших фармацевтических лабораторий. В наши дни установлено, что многие лекарства представляют собой плацебо и не имеют приписываемого им воздействия. Другие же, лечебные свойства которых достоверны, имеют для некоторых людей драматические побочные явления. То же самое можно сказать и о многих вакцинах, некоторые из которых разрушают естественную иммунную защиту организма. Ещё раз скажем, что мы не отрицаем ни медицину, ни хирургию, но говорить, что и та и другая не имеют иной цели кроме как лечить и исцелять, было бы преувеличением.

В области медицины или любой другой люди должны быть ближе к природе. Удаляясь от неё, они порывают с законами природы и действуют против своего блага. Но из-за невежества, гордыни или жадности они уже давно стараются властвовать над ней вместо того, чтобы с ней сотрудничать. Ослеплённые самодовольством они забыли, что разумность, которую проявляет природа, бесконечно превосходит разумность человека и что её мощь фактически не имеет границ, кроме тех, которые она сама себе определяет. Конечно, «люди, знающие, что они знающие» ещё очень далеки от того, чтобы знать главное: они обязаны природе всем, и без неё они ничто.

Для нас Земля — это не только планета, на которой живут люди, она служит также местом, где свершается их духовная эволюция, и она позволяет каждому человеку реализоваться как живой душе. Поэтому у неё два предназначения: земное и небесное. Именно этому учили во все времена и во всех странах самые великие философы. Пока человечество не осознает этой истины и не будет жить соответственно ей, материализм и индивидуализм, торжествующие сегодня, будут только распространяться, со всеми негативными последствиями для него самого и для природы. Более чем когда-либо важно восстановить Триединство, которое находится в основании всех эзотерических традиций и которое должна принять сама цивилизация: Человечество — Природа — Божество. До тех пор, пока она этого не сделает, цивилизация будет оставаться в состоянии нынешних страданий и не сможет достичь состояния гармонии, которому она предназначена.

Как известно, Земля — это также среда, в которой живёт множество животных, — одни в диком состоянии, другие в одомашненном. А они тоже обладают душой, индивидуальной у самых развитых, и коллективной у развитых меньше. В действительности все живые существа имеют общим то, что все они оживлены Вселенской Душой и присущим ей Сознанием. При этом каждое из них, в соответствии с местом, занимаемым им в цепи жизни и своим организмом, проявляет эту Душу и это Сознание на более или менее высоком уровне. Поэтому у них разный уровень сознания и чувствительности. Как бы то ни было, не существует пустоты или границы между царствами природы, потому что их оживляет одна и та же Жизненная Сила, и они участвуют в одном и том же процессе — Космической Эволюции, какой она проявляется на нашей планете. Конечно, царство человека самое продвинутое в этом процессе, но это не даёт ему никаких прав над другими; скорее обязанности…

В заключение

Вот те мысли, которыми нам хотелось поделиться с вами в этом «Appellatio». Действительно, мы считаем, что существует срочная необходимость придать духовную, гуманистическую и экологическую направленность нашим индивидуальным и коллективным действиям. Но если бы нужно было определить приоритеты, то на первом месте была бы экология. Если бы человечеству удалось на долгий срок решить экономические и социальные проблемы, стоящие переел ним, и если бы параллельно с этим на Земле стало невозможно жить подавляющему большинству её обитателей, то какой бы в этом был смысл, и какая радость? В этом отношении на тех, кто управляет странами и народами, лежит огромная ответственность, так как они обладают властью принимать решения и обеспечивать их исполнение. Но если народы не обеспокоены экологией и ничего не предпринимают для сохранения природы на своём уровне, очевидно, что ситуация будет только ухудшаться, и будущие поколения унаследуют планету, которая будет лишь тенью той, какой она была.

На второе место, рискуя вас удивить, я поставлю гуманизм, а не духовность. Включить человека в социальную жизнь при уважении к природе — это залог всеобщего благополучия и счастья. Это значит видеть в каждом человеке продолжение себя, несмотря на различия и даже противоречия. Это трудное предприятие, так как у каждого есть своё эго, которое склоняет его к индивидуализму и побуждает заниматься только собой, своими близкими и теми, с кем он занят в своей деятельности. В крайнем выражении эта позиция, эгоцентристская, может быть, даже эгоистическая, лежит в основе дискриминации, сегрегации, разделений, противостояний и отчуждения между людьми. И напротив, гуманизм — это синоним терпимости, участия, великодушия, сочувствия — одним словом, братства. Он основывается на идее, согласно которой все люди являются гражданами мира.

Необходимость быть сторонником здоровой экологии достаточно очевидна, когда мы видим состояние планеты. Всякий достаточно разумный и чувствующий человек понимает, почему правильно быть гуманистом, даже если сам он таковым не является. Но, казалось бы, нет никакой объективной причины быть спиритуалистом, тем более, что невозможно доказать существование души и Бога даже в том смысле, как это понимают розенкрейцеры. Поэтому, хотя духовность нам представляется существенной для достижения счастья и полноты жизни, мы понимаем, что возможно быть и атеистом. Однако для нас очевидно, что мироздание, Земля и человечество неслучайны и вписаны в трансцендентальный план, если не сказать план божественный. Именно поэтому мы обладаем способностью изучать Творение и задавать себе вопросы о глубинном смысле существования. В этом отношении мы одновременно актёры и зрители Космической Эволюции, какой она проявляется в космосе и на нашей планете.

Возможно, вы экологист, гуманист, но не спиритуалист. По крайней мере, если только вы не закоренелый материалист, то есть вы не верите в Бога, но верите в природу и человека, то это достойно одновременно и похвалы и уважения. В этом мы отличаем материалиста от атеиста. Как правило, первый считает обладание материальными вещами идеалом своей жизни, часто в ущерб природе и без заботы о других людях. Второй же чаще всего является верующим, не подозревающим об этом, который утратил веру в религиозном смысле слова. Как бы то ни было, мы считаем, что именно духовность, а не религиозность является носителем гуманизма и экологии, поскольку, как мы объясняли выше, она основывается на знании божественных законов, то есть законов всеобщих, законов природы и законов духовных. И тот, кто ищет это знание, даже если он его ещё не обрёл, является по своей природе идеалистом.

По расчётам антропологов, «современное» человечество появилось двести тысяч лет назад. В масштабе человеческой жизни оно может показаться старым, но в аспекте своих циклов эволюции оно находится в подростковом возрасте и демонстрирует все его характеристики: оно ищет свою идентичность, предназначение, проявляет беззаботность и даже несознательность, считает себя бессмертным, предаётся излишествам, бросает вызов благоразумию и здравомыслию. Этот этап эволюции с его набором трудностей, испытаний и неудач, но также и удовлетворения, успехов и надежд, является необходимым переходом, который должен позволить ему вырасти, созреть, расцвести и, в конце концов, реализоваться. То есть реализоваться в материальном и духовном планах. Но для этого оно должно стать взрослым.

В заключение и в свете вышесказанного мы более всего желаем, чтобы человечество избрало духовную, гуманистическую и экологическую направленность своего движения, дабы возродиться и уступить место «новому человечеству», обновлённому во всех своих аспектах. Розенкрейцеры XVII века уже призывали к этому обновлению в Манифесте «Fama Fraternitatis». Отвергнутый религиозным, политическим и экономическим консерватизмом эпохи этот провидческий призыв был услышан только свободными мыслителями. Глядя на современное состояние мира, нам представляется полезным и необходимым снова открыто провозгласить его в надежде на то, что на этот раз он найдёт добрый отклик у большего числа людей…

Да будет так!

Скреплено печатью 5 января 2014 года

Розенкрейцерский год 3366


Top