Беседа с К.Бернаром

АМОРК и розенкрейцерская Традиция

Беседа с Кристианом Бернаром,
Императором АМОРК

Пьер Рипер

АМОРК, основное современное розенкрейцерское объединение, распространено по всему миру. Каждая из его юрисдикций включает, невзирая на границы, страны с одним и тем же языком и управляется Великим Магистром. Высший Совет состоит из Великих Магистров всех юрисдикций. Этот Совет находится под управлением и председательством Императора, гаранта розенкрейцерской Традиции (как и Великие Магистры, он избирается на пять лет). Нынешний Император — француз Кристиан Бернар.

«Египет — колыбель священных наук…»

Пьер Рипер: АМОРК, Императором которого Вы сегодня являетесь, определяет себя как наследника подлинной Традиции Розы и Креста, имеющего своими истоками школы мистерий Древнего Египта. Действительно ли это так?

Кристиан Бернар: Прежде всего я хочу уточнить, что история АМОРК имеет два аспекта: традиционный, который передавался устно и потому практически не имеет доказательств, и исторический, достоверность которого можно доказать с помощью архивных документов.

Что касается традиционного аспекта, его корни действительно восходят к школам мистерий Древнего Египта.

Сегодня большинство историков и египтологов признают факт существования этих школ, в которых изучались, как подсказывает их название, тайны вселенной, природы и человека.

Согласно тому, что мы знаем, некоторые фараоны входили в эти школы, иногда даже были их руководителями. Это напрямую относится к Аменхотепу IV, более известному под именем Эхнатона. Он был первым, кто сделал монотеизм государственной религией.

Как бы то ни было, никто не может отрицать, что Египет — это колыбель не только наук «физических» (медицина, астрономия, геометрия…) но также наук «священных», в том числе эзотеризма.

Действительно, в большинстве трудов, появившихся за последние столетия, именно Египет считается отправной точкой Первичной Традиции, то есть Абсолютного Знания, которое Бог открыл нескольким Избранным и которое передаётся через ряд Посвящённых, среди которых фигурируют Гермес Трисмегист, Моисей, Зороастр, Орфей, Пифагор, Иисус…

«Раскрывшаяся красная роза Великого Деяния…»

Пьер Рипер: Пифагор… Утверждают, что он обучался в египетских школах мистерий?

Кстиан Бернар: Это так, он обучался там около двадцати лет, перед тем как вернуться в свою страну и основать известную Кротонскую школу. Но Пифагор не был единственным. Солон, Фалес, Демокрит, Платон, Плутарх, Ямвлих и многие другие греческие философы были посвящены в египетские мистерии.

Эти примеры показывают, что Египет был хранителем весьма высокой мудрости. Эта мудрость, это знание впоследствии распространились в античной Греции, затем в Риме и в средние века в арабском мире.

В эпоху Ренессанса, после падения Константинополя это знание было перенесено в Европу.

Пьер Рипер: Значит, египетские истоки Традиции розенкрейцерства не являются мифом?

Кристиан Бернар: Нет. Но Египет не единственный источник традиции розенкрейцерства. В «Silencium post clamores» Михаэль Майер, знаменитый розенкрейцер 17 века, даёт представление о том влиянии, которое брахманические, элевсинские, пифагорейские, персидские и арабские мистерии оказали на розенкрейцерскую Традицию.

Я искренне считаю, что розенкрейцерство включает в себя наиболее значительные течения мысли, которые знало человечество как на Востоке, так и на Западе. Содержание учения АМОРК — живое тому подтверждение.

Пьер Рипер: Некоторые историки эзотеризма, особенно Серж Ютен, говорят о влиянии, которое алхимия оказала на розенкрейцерство. Были ли розенкрейцеры алхимиками?

Кристиан Бернар: Алхимия восходит корнями к Древнему Египту, однако именно греческие и арабские алхимики принесли её в Европу, где она получила особенно широкое распространение в Средние Века.

В эту эпоху, в противоположность тому, что об этом думают, практикующие алхимию вовсе не были уединёнными исследователями. Большинство из них принадлежало к тайным обществам, в частности, к тому, которое станет известным в 17 веке под именем Ордена Розы и Креста. Таким образом, алхимия действительно оказала значительное влияние на то, что со временем стало называться розенкрейцерством.

В связи с этим можно отметить, что начиная с 17 века, некоторые алхимики символом заключительного этапа Великого Деяния называли раскрывшуюся красную розу.

«Обновление Традиции в 17 веке…»

Пьер Рипер: В сугубо историческом плане исток розенкрейцерства восходит к 17 веку?

Кристиан Бернар: Да. Можно утверждать, что с появлением трёх знаменитых Манифестов, то есть «Fama Fraternitatis» (1614), «Confessio Fraternitatis» (1615) и «Химическая свадьба Кристиана Розенкрейца» (1616), розенкрейцеры известили общество о своём существовании.

Как утверждает Антуан Февр, историк эзотеризма, именно в 17 веке западная Традиция, наследница Первичной Традиции, получила своё историческое обновление, оформившись в розенкрейцерство.

Пьер Рипер: И именно в это время появилось сочетание «Роза и Крест» и соответствующий символ?

Кристиан Бернар: Скорее всего, термин и символ Розы и Креста использовались ещё в предыдущие века. В своем «Liber resurrectione et corporum glorificatione» Парацельс в 1533 году обращается к символике Розы и Креста. Впрочем, Арно де Вильнёв ещё в 13 веке прибегает к этим символам в своём «Rosarium Philosophorum». Это, возможно, самая ранняя историческая ссылка на Розу и Крест.

«Аллегорическая личность Кристиана Розенкрейца…»

Пьер Рипер: Некоторые историки утверждают, что розенкрейцерские Манифесты циркулировали в рукописной форме ещё до тех дат, которые Вы назвали…

Кристиан Бернар: Это вполне возможно. Согласно письму Адама Хазельмайера, опубликованному в «Fama», первый Манифест ходил в рукописной форме в Тироле в 1610 году. Как бы то ни было, «официальная» публикация трёх Манифестов имела значительный резонанс.

Знаете ли Вы, что следствием этой публикации стало появление сотен книг, касающихся Розы и Креста? В. Е. Пеккерт насчитал около четырёхсот произведений, опубликованных только за период с 1614 по 1620 год.

Пьер Рипер: «Fama Fraternitatis» представляет Кристиана Розенкрейца как основателя Ордена Розы и Креста…

Кристиан Бернар: Достаточно прочитать «Fama», чтобы понять, что речь идёт о символическом тексте. Исходя из этого, современные розенкрейцеры убеждены, что Кристиан Розенкрейц — личность аллегорическая.

Таким образом, он не может быть основателем Ордена розенкрейцеров. Действительно, в соответствии с тем, что я говорил, Орден существовал уже в течение очень долгого времени, однако не под этим именем, по крайней мере, официально.

Пьер Рипер: Известен ли подлинный автор или авторы трёх розенкрейцерских Манифестов 17 века?

Кристиан Бернар: Гарвей Спенсер Льюис, Император АМОРК с 1915 по 1939 г.г., считал, что эти Манифесты написаны Фрэнсисом Бэконом, автором «Новой Атлантиды». Однако некоторые современные историки сходятся в том, что авторство Манифестов в действительности принадлежит группе розенкрейцеров: так называемому Тюбингенскому Кругу. В этот Круг входили около двадцати замечательных личностей, среди которых были Валентин Андреа, Тобиас Гесс, Кристоф Безольд, Иоганн Арндт…, — все увлечённые алхимией, каббалой и христианской мистикой.

Таким образом, Манифесты были коллегиальным произведением. Это мнение, помимо прочих, Ролана Эдигоффера, специалиста по истории розенкрейцеров.

Пьер Рипер: Деятельностью каких знаменитых личностей отмечена история Розы и Креста?

Кристиан Бернар: Они весьма многочисленны. По памяти назову среди прочих Роберта Флюдда, Фрэнсиса Бэкона, Элиаса Эшмола, Михаэля Майера, о котором я уже упоминал, Комениуса, Калиостро, Декарта…и ближе к нам: Эрик Сати, Клод Дебюсси, Николай Рерих, Франсуа Жолливе Кастело… И в наши дни АМОРК насчитывает среди своих членов знаменитых розенкрейцеров, однако называть их имена я не имею права.

«Гарвей Спенсер Льюис и возрождение Ордена…»

Пьер Рипер: Нынешний цикл АМОРК начался в 1909 году, когда Гарвей Спенсер Льюис начал работать над возрождением Ордена в Соединённых Штатах. Где и кем он был посвящён?

Кристиан Бернар: Г. Спенсер Льюис заинтересовался эзотерикой, будучи ещё совсем юным. С 19 лет он принимал участие в исследованиях паранормальных способностей человека. Затем обратился к философии и так называемым оккультным наукам.

В 1907 году он познакомился с женщиной, которая поведала ему о Розе и Кресте. Вероятно, это была Мэй Бэнк Стэйси. Льюис был очень заинтересован её рассказом.

Так начался долгий поиск, который привёл Льюиса в 1909 году во Францию, в Тулузу, где он был посвящён в Орден. В Капитолии, в Зале Великих Г. С. Льюис встретил того, кто ввёл его в контакт с французскими руководителями Ордена. По нашим данным, этим посредником был некий Кловис Лассаль. Что касается самого посвящения, то оно произошло в одном из замков в окрестностях Тулузы.

Мы располагаем в своих архивах несколькими очень интересными документами о пребывании Г. С. Льюиса в этом регионе. Среди них есть письмо, написанное им жене на следующий день после посвящения.

Пьер Рипер: Существовали ли розенкрейцеры в Тулузе в это время?

Кристиан Бернар: Да. Действительно, с 1860 года виконт де Лапасс сам говорит о «розенкрейцерах, тайном обществе, в котором до наших дней осталось несколько адептов».

В 1890 году Симон Брюгаль в своих воспоминаниях о Виконте де Лапассе уточняет, что тот был учеником князя Бальбиани в Палермо, который, в свою очередь, являлся учеником Калиостро. Согласно Брюгалю, Лапасс был посвящён в Баварии последователями барона Эккартхаузена.

Возвращаясь к Льюису, надо сказать, что он получил в Тулузе не только посвящение, но и полномочия возродить Орден на американском континенте и перевести розенкрейцерское обучение в письменную форму. До тех пор розенкрейцерские знания передавались исключительно из уст в уста. Льюис получил необходимые для этого документы, хартии и архивы. Несмотря на встреченные трудности, он справился с этой миссией и неотступно посвятил ей себя вплоть до своей кончины в 1939 году.

Пьер Рипер: Почему розенкрейцеры Европы доверили американцу миссию возрождения активности Ордена? Разве не могло это возрождение произойти в Европе?

Кристиан Бернар: Европейские розенкрейцеры, безусловно, предвидели Первую мировую войну и знали обо всех катаклизмах, которые за ней последуют. Они проявили великую мудрость, доверив архивы Ордена Льюису, избежав таким образом их порчи или утраты в потрясениях эпохи.

Действительность подтвердила, что американский континент, в отличие от Европы, не был затронут войной.

Пьер Рипер: Каким образом деятельность Ордена была возобновлена во Франции в начале ХХ века?

Кристиан Бернар: С 1909 года Льюис работал над развитием Ордена в Соединённых Штатах. Он начал переводить розенкрейцерское обучение в письменную форму, основываясь, как я только что сказал, на документах, доверенных ему розенкрейцерами Франции.

Когда наступил мир, всё было подготовлено для возобновления деятельности Ордена в Европе. Поэтому в 1926 году Льюис приехал во Францию и доверил нескольким французским розенкрейцерам, некоторые из которых были также франкмасонами, создать несколько розенкрейцерских лож, что и было сделано в Париже и Ницце между 1927 и 1928 г.г.

И именно среди розенкрейцеров ложи Ниццы был избран первый Великий Магистр для нового цикла Ордена во Франции — Ганс Грютер.

К сожалению, началась Вторая мировая война, что вызвало временное прекращение активности Ордена, тем более что правительство Виши запретило деятельность всех традиционных Орденов.

В то же время розенкрейцеры той поры, как и другие меньшинства, стали жертвами нацизма. Некоторые даже заплатили жизнью за преданность идеалу Розы и Креста. Нужно было дождаться 1 января 1949 года, когда АМОРК вновь стал активным во Франции и начал развиваться под руководством Жанны Гедон, которая была членом Ордена с 1926 года. Она была назначена Великим Магистром и занимала этот пост вплоть до своей смерти в 1955 году.

«Исторические связи с франкмасонством…»

Пьер Рипер: Очевидно, что в начале века существовали связи между розенкрейцерством и франкмасонством. А сегодня?

Кристиан Бернар: Между этими организациями существуют бесспорные традиционные и исторические связи. Кстати, когда Г. С. Льюис приехал в 1926 году во Францию, он был приглашён на масонское собрание, открытое для членов 18 степени (степень Рыцаря Розы и Креста).

Как свидетельствует документ, которым мы располагаем в своих архивах, он был принят с почестями, соответствующими его рангу, Камилем Савуар, Великим Командором Главной Коллегии Ритуалов Великого Востока Франции, который приветствовал его от имени всех присутствующих братьев прежде чем просить его занять своё место на Востоке Храма. В наши дни Орден Розы и Креста и франкмасонство совершенно независимы, что не мешает тому, что существуют розенкрейцеры-франкмасоны и франкмасоны-розенкрейцеры.

Поэтому же есть розенкрейцеры христиане, евреи, мусульмане, буддисты… АМОРК открыт для всех социальных категорий и всех конфессий, поскольку его первое призвание — философия.

Пьер Рипер: Вы неоднократно говорили об архивах Ордена. Из чего они состоят?

Кристиан Бернар: Естественно, что Орден накопил за свою долгую историю большие архивы. К сожалению, некоторые документы со временем исчезли.

С того момента, когда я был избран на должность Императора, я предпринял совместно с архивистами различных Великих Лож АМОРК углублённые исследования в этой области.

Кстати, благодаря этому, два года назад было найдено письмо Г. С. Льюиса жене, написанное в Тулузе сразу же после его посвящения в Орден Розы и Креста.

«Архивы Ордена изучаются…»

Я восхищаюсь сокровищами, которые мы регулярно открываем в своих архивах. Эта исследовательская работа должна была осуществляться ранее, однако, как кажется, мои предшественники в этой должности придавали меньше значения истории Ордена. Я это понимаю, поскольку предназначение АМОРК, прежде всего, в распространении философских знаний, которые розенкрейцеры передавали друг другу на протяжении веков. Однако эти две работы нисколько не противоречат друг другу.

Несколько слов в заключение…

В заключение этой беседы я скажу, что, как Вы сами можете констатировать, АМОРК является серьёзной эзотерической организацией, истоки которой, как в историческом плане, так и в плане Традиции, берут начало в глубокой древности.

На заре третьего тысячелетия знания, которые он распространяет, по-прежнему актуальны, притом они несут в себе философию, в которой так нуждается человечество.

Вот почему, может быть, для розенкрейцеров настало время громче заявить о себе. Вы предоставили мне эту возможность, за что я Вам искренне признателен.


Top