Р+К Секреты
Оглавление
Розенкрейцеры открывают свои секреты
Предисловие
Зачем появляется эта книга? Почему у неё такое название?
Потому что мы сочли, что настало время, когда розенкрейцеры должны выйти из своей сокрытости и стать лучше известными обществу.
В историческом аспекте Орден Розы и Креста появился в XVII веке, когда он опубликовал три Манифеста, известных с той поры историкам эзотеризма: «Fama Fraternitatis», «Confessio Fraternitatis» и «Химическая свадьба Христиана Розенкрейца», появившиеся соответственно в 1614, 1615 и1616 гг. Несколько лет спустя, 1623 г. он разместил на улицах Парижа таинственные плакаты: «Мы, депутаты главной Коллегии Розы и Креста, пребываем видимо и невидимо в этом городе:» С тех пор он не прекращал вызывать любопытство тех, кто знал о его существовании. К концу XVIII века он упоминался уже в более двух сотнях книг:
В прошедшие века Орден Розы и Креста действовал в обстановке самой глубокой секретности, это было необходимо для того, чтобы оградить его членов от религиозных и политических преследований. С начала ХХ века Античный Мистический Орден Розы и Креста является обществом не тайным, но сдержанным в своих проявлениях, в том смысле, что он более не скрывает своего существования. Однако факты свидетельствуют, что его по-прежнему считают тайным обществом, и иногда это порождает заблуждения в его отношении. Нужно знать также, что термины «Роза и Крест» и «розенкрейцер» уже принадлежат общественной сфере и используются псевдоэзотерическими движениями недавнего образования, серьёзность которых оставляет желать лучшего.
АМОРК определяется как философское движение, нерелигиозное, несектантское и аполитичное. Он открыт всем людям без различия их цвета кожи, религии и социального положения. Его девиз: «Самая широкая терпимость при самой строгой независимости». Орден распространён в мире и действует через юрисдикции разных языков: немецкого, хорватского, английского, испанского, французского, итальянского, японского, греческого, голландского, португальского, финского, венгерского, польского, русского, словацкого, чешского и скандинавских языков. Поэтому Орден является международным Братством, и все его члены постигают одно учение. Добавим также, что каждой юрисдикцией руководит Великий Магистр, избранный на эту должность, и все Великие Магистры образуют Верховный Совет АМОРК.
Зная, что мы можем полагаться на понимание всех членов Ордена, мы решили приоткрыть покров тайны над самым ценным нашим достоянием: нашим учением. Поэтому в порядке исключения вы сможете прочесть весьма объёмные фрагменты монографий, выбранных из тех, которые направляются членам Ордена ежемесячно. Мы приняли такое решение не только ради открытости, но также для того, чтобы показать глубину розенкрейцерской философии, которая заслуживает быть лучше известной тем, кто способен ею заинтересоваться.
В наши смутные времена многие стремятся к гуманизму и духовности — или по своему глубокому убеждению, или из-за отрицания индивидуализма и материальности, которые преобладают в большинстве современных обществ. Но, помимо мировых «официальных» религий и новых религиозных течений, существует несколько традиционных организаций, которые изначально посвящают себя хранению и передаче их собственного культурного и духовного наследия. Орден Розы и Креста входит в их число, хотя он мало и плохо известен обществу. Тайна уже не столь строга, и сокрытость является порой источником непонимания, поэтому нам показалось нужным приоткрыть наши врата.
Учение розенкрейцеров не тайно как таковое, но, тем не менее, оно предназначается только для членов АМОРК и вручается им под знаком конфиденциальности. Если это так, то только потому, что, как мы знаем из опыта, не все готовы, включая верующих, священнослужителей или духовных людей, изучать, понимать и осваивать знания, находящиеся за пределами «торных путей» и ортодоксальности вообще. Философия розенкрейцеров обращена, прежде всего, к уму открытому, просвещённому и свободному от всякого догматизма и сектантства. В этом отношении розенкрейцеры являются не столько вольнодумцами, сколько свободными мыслителями.
Читая эту книгу, каждый сможет понять, что такое розенкрейцерство, которое АМОРК хранит с самого своего основания. Мы надеемся преодолеть недопонимание и показать, что современные розенкрейцеры, подобно их братьям и сёстрам прошлого, не имеют иной цели, кроме того, чтобы разделить свой идеал с теми, кто ищет Знания и Мудрости.
И, как гласит традиционная формула, столь дорогая членам Ордена, прими, дорогой читатель, наши наилучшие пожелания Глубокого Мира.Депутаты Верховного Совета Р+К.
Письменное учение
В прошедшие века учение розенкрейцеров передавалось исключительно изустно в местах тайных собраний. В начале ХХ века оно было записано и представлено отныне в форме монографий, направляемых ежемесячно всем членам АМОРК. Эти монографии имеют вид брошюр, объёмом от шести до шестнадцати страниц. Они составляют двенадцать ступеней, каждая из которых посвящена изучению основополагающих философских и мистических тем:
- происхождение мира,
- структура материи,
- время и пространство,
- законы жизни,
- фазы сознания,
- психические феномены,
- природа снов,
- мистические звуки,
- концепция Бога,
- душа человека и её свойства,
- цель эволюции,
- свобода воли и карма,
- тайны смерти и после-жизни,
- перевоплощение,
- традиционная символика,
- нумерология,
- и т.д.
Учение розенкрейцеров не является умозрительным, оно содержит также многочисленные опыты, предназначенные для освоения базовых методик мистицизма. Цель этих опытов состоит в том, чтобы позволить каждому члену лучше осознать своё внутреннее измерение и реализоваться на различных уровнях своего существа. Говоря простыми словами, они способствуют его «личному развитию». Подчеркнём, что эти опыты основываются на естественных законах и принципах и не имеют какого-либо оккультного, магического или теургического характера:
- релаксация,
- концентрация,
- визуализация,
- ментальное творчество,
- медитация,
- молитва,
- регенерация,
- психическое пробуждение,
- духовная алхимия,
- и т.д.
Помимо ежемесячно высылаемых монографий в рамках изучаемой ступени, члены АМОРК регулярно получают манифесты, написанные физиками, врачами, психологами, людьми искусства и т.д., которые также являются членами Ордена. Каждый из этих манифестов посвящён отдельной теме, которая рассматривается одновременно в культурном и духовном аспектах:
- электромагнетизм,
- психика человека,
- сакральная геометрия,
- цель философии,
- алхимия снов,
- польза релаксации,
- духовное влияние музыки,
- троичное устройство мира,
- сотворение мира,
- астрономия и мистицизм,
- и т.д.
Чтобы вы могли иметь представление о духе, стиле и содержании учения розенкрейцеров, мы приводим на следующих страницах фрагменты монографий и манифестов, взятых из каждой из двенадцати ступеней. Читая их, вы получите общее видение рассматриваемых тем и поймёте, как они представлены. Следует также знать, что их изложение не является догматическим, то есть с ним не обязательно соглашаться. Их цель состоит, прежде всего, в том, чтобы предоставить членам Ордена основу для размышления и медитации.
Уточним также, что символы, иллюстрирующие каждую главу, взяты из книги «Тайные фигуры розенкрейцеров XVI и XVII веков», хранящейся в архивах АМОРК. Авторы цитат, фигурирующих в нижней части станиц, были членами Ордена или находились с ним в тесной связи. Кроме того, афоризмы на обороте этих страниц взяты из розенкрейцерских текстов.
Глава I
Первая ступень
Монография №5
О матери
«Подобно тому, как Солнце сияет для нас с высоты небес, так и таланты, зёрна которых посеяны в человеческом сердце, должны развиваться под лучами солнца божественной Мудрости».
Теофраст Парацельс (1496-1541)
Врач и алхимик
Если посмотреть на самое прекрасное и полезное, созданное человеком в науках, искусствах и литературе, то нельзя усомниться в том, что в нём есть нечто Божественное.
О матери
Изучив основные законы, регулирующие вибрация Духа, мы должны рассмотреть внутреннюю природу этих вибраций, чтобы определить, чем они являются по своей сути. Если обратиться к постулатам, установленным в этой области физиками, можно увидеть, что существует два основных течения, каждое из которых имеет собственную концепцию вибраций. Первая из двух теорий известна под названием «волновой теории». Вторую можно назвать «теорией распространения». После того, как мы объясним, в чём состоят эти теории, мы рассмотрим, что говорится по этому поводу в учении розенкрейцеров.
Субатомные частицы
Во-первых, мы должны подчеркнуть, что большинство учёных согласно с тем, что вибрации, пронизывающие мироздание, состоят из трёх больших категорий субатомных частиц: электронов, протонов и нейтронов. Конечно, существуют и другие (бозоны, фермионы, мезоны, нейтрино, фотоны, кварки, барионы, гипероны и т.д.), но теории, связанные с ними, ещё продолжают быть слишком неустоявшимися, чтобы мы сейчас их рассматривали. Кроме того, последние частицы являются большей частью эманациями или частью трёх больших категорий, только что названных нами. Поэтому мы можем считать, что все вибрации материи корпускулярны. При этом электроны, протоны и нейтроны, составляющие их, колеблются с разной частотой.
Итак, учёные имеют разногласия не по самой природе вибраций, потому что, как мы только что сказали, большинство из них считает, что вибрации состоят из одних и тех же базовых частиц и поэтому они корпускулярны. Разногласия вызывает скорее их взгляд на движение, присущее этим частицам. Так, сторонники волновой теории считают, что частицы не перемещаются. То есть они думают, что электроны, протоны и нейтроны не следуют за перемещением волн, присущих каждой вибрации. Они приписывают любому вибрационному феномену свойства колебаний, которые образуются на поверхности воды, когда в неё бросают камень. Такие колебания, как мы объясняли в одной из монографий, не вызывают перемещения самой воды, но только её движение снизу вверх. Так же, согласно волновой теории, в пространстве распространяются вибрации, а не субатомные частицы, которые их составляют. Движение последних происходит в бесконечно малых пределах и вокруг точки равновесия.
Сторонники теории распространения считают, напротив, что любая вибрация является вибрационным лучом, внутри которого перемещаются электроны, протоны и нейтроны. Они утверждают даже, что именно это перемещение само по себе является тем, что мы называем «вибрацией». По их представлению, пространство является не вибрационным океаном, но огромным электромагнитным полем, состоящим из бесконечного количества субатомных частиц, которые передвигаются с головокружительной скоростью по траекториям, определяющимся как их структурой, так и их полярностью. Во многих аспектах данная теория более материалистична, чем первая, потому что она представляет мир беспорядочным целым, в котором царит постоянный хаос. Однако, вместе с тем, как мы это увидим позднее, некоторые из её положений заслуживают нашего внимания.
По поводу вибраций нужно также знать, что мудрецы древней Греции учили, что вселенная пронизана Божественной Эссенцией, которую они называли словом «Эфир» (греческое слово, дословно означающее «Божественный Огонь»). Они считали, что этот эфир состоит из бесконечного множества частиц, которые под влиянием вечного движения находятся в состоянии вибрации. Они были убеждены, что эти частицы, которые они называли «эонами», пронизывают не только пространство, но также и саму материю. Однако они различали форму, которую эти частицы принимали в материальных субстанциях, и способ их проявления в кажущейся пустоте, разделяющей их. Точнее скажем, что греческие философы, в частности Фалес, Пифагор, Гераклит, Демокрит (отец атомизма) и Анаксагор, думали, что эоны, пронизывающие пространство, вибрируют, не распространяясь, тогда как эоны, составляющие материю, подвержены постоянным передвижениям с крайне высокой скоростью. В первом случае они подвержены волнообразному движению, во втором они распространяются линейно.
Эоны
Итак, за несколько веков до нашей эры волнообразное и линейное движение субатомных частиц было известно грекам. Однако они не противопоставляли эти два вибрационных движения, а, отличая их друг от друга, знали, что первое соответствует проявлению эонов за пределами материи, второе — способу их проявления внутри материальных тел. В этом смысле у них не было разделения на два направления мысли, как это имеет место в современной науке. Розенкрейцеры, со своей стороны, сохраняют в этой области знания, которые им передали Посвящённые прошлого. Они также делают различие между способами проявления вибраций внутри материи и за её пределами. В первом случае они считают, что субатомные частицы, составляющие вибрации, постоянно перемещаются, во втором — они не перемещаются, а просто следуют колебаниям, производимым последовательными волнами.
Для греков Античности эоны не были только частицами, наполняющими пространство. Они считали их также корпускулами времени. Такая концепция может показаться странной, поскольку понятия «корпускулы» и «время» в некотором смысле противоположны. Действительно, первое имеет материальное значение, тогда как второе относится к нематериальному началу. Однако в мышлении философов Древней Греции не было никакого фундаментального различия между миром осязаемым и миром неосязаемым. По их представлениям, всё Мироздание, видимое и невидимое, происходит из одной и той же Космической Реальности — Эфира. Другими словами, они считали, что любая субстанция является конденсацией, или, точнее, сгущением составляющей её сущности. Исходя из этого принципа, они считали время и пространство двумя взаимодополняющими составными частями одной и той же универсальной энергии. Поэтому они избрали один термин — «эон», чтобы обозначить им наименьшую единицу пространства-времени.
Распространение гаммы
Некоторые тексты свидетельствуют, что греческие философы измеряли частоту колебаний. Они знали, что долгота колебательного движения связана с его частотой точной пропорцией. В области музыки Пифагор, этот великий Посвящённый, о котором мы уже говорили, применил эти знания к музыкальному диапазону. Он заметил, что если заставить звучать струну арфы с одинаковой силой, то длительность, в течение которой она звучит, пропорциональна её длине. Кроме того, он констатировал, что звук, производимый данной струной, имеет частоту, которая тоже находится в пропорциональной зависимости от её длины. Соединяя эти два наблюдения, он установил некоторые соответствия и вывел из них точные отношения между высотой звуков, издаваемых каждой из струн арфы, и доказал, что их частота удваивалась от октавы к октаве. И сегодня ещё этот великий закон преподаётся в школах и университетах. Возьмём конкретный пример. Музыканты считают, что нота «до» (центральная) имеет частоту в 256 колебаний, а частота колебаний «до» октавой выше — 512 колебаний в секунду (256 х 2).
В одной из предыдущих монографий мы говорили, что все вибрации — от самых высоких до самых низких — имеют частоты, кратные тем, которые соответствуют каждой из нот музыкальной гаммы. Это и объясняет, почему существует точное соответствие между числами, химическими элементами, вкусами, запахами, звуками, материальными цветами, психическими цветами и т.д. …
Практическое применение
Существует определённое количество очень простых опытов, которые вы можете проделать дома, чтобы обнаружить существование вибраций Духа. Как мы вам уже объяснили, эти вибрации распространяются в пространстве, то есть в видимой пустоте, которая разделяет предметы, но также и внутри самих предметов. В качестве наглядности возьмите деревянную, железную или пластмассовую линейку и приложите ухо к одному из концов этой линейки. Поцарапайте пальцем другой конец, и вы воспримете звук, что доказывает, что колебания, произведённые при царапании линейки, распространяются по ней. Этот простой опыт может быть осуществлён на улице с деревом. Для этого приложите ухо к дереву и постучите по нему рукой с противоположной стороны. И на этот раз вы услышите звук.
Не только твёрдые тела распространяют звуковые колебания. Чтобы в этом убедиться, когда вы в следующий раз будете принимать ванну, опустите голову в воду и постучите по краю ванны рукой. Вы услышите прекрасно различимый звук, который во многих случаях будет казаться даже более громким. Этот простой пример может быть проделан с таким же успехом при купании в бассейне или море. В этом случае достаточно нырнуть до дна и ударить по нему кулаком, пошевелить камешки или даже просто послушать. Можно отметить в этом случае множество звуковых впечатлений.
Чтобы доказать тот факт, что колебания распространяются в воздушном пространстве, мы вам рекомендуем взять два металлических стержня, диаметром примерно в два миллиметра и длиной в тридцать сантиметров, и подвесить их на нитке, расположив приблизительно в двадцати сантиметрах один от другого. После этого сильно ударьте по одному из них при помощи молотка или другого металлического предмета. В момент, когда производимый звук достигнет максимума, осторожно приложите руку к другому стержню. Вы почувствуете, что он вибрирует и, следовательно, что он воспринял колебания, посланные стержнем, по которому вы ударили.
В последующие дни проделайте эти опыты и придумайте другие для того, чтобы доказать, что всё, что вы воспринимаете, есть всего лишь результат окружающих колебаний. Действительно, если бы вы не были способны их воспринимать и отражать, физически или психически, вы не могли бы иметь никакого знания о том, что находится вне вас.
Глава II
Вторая ступень
Монография №8
О сознании
«Если человек намерен свершить великие дела, то родиться в стране благородной и могущественной для него весьма немаловажно. Но ещё более достойно отличиться своими заслугами, принадлежа стране бедной, и самому принести ей свет».
Михаэль Майер (1568-1622)
Философ
Отсутствие ненависти может считаться первичной формой любви, ибо, если невозможно любить всех, то уже хорошо ни к кому не испытывать ненависти.
О сознании
Предыдущие монографии были посвящены изучению объективного и субъективного аспектов нашего объективного сознания; сейчас нам следует рассмотреть, какое место в нашем материальном и духовном бытии занимает подсознание. Немало учёных посвятили себя изучению подсознательных фаз человеческой личности, однако в своих изысканиях они нередко исходили из того, что эти фазы являются второстепенными производными деятельности нашего мозга. Это суждение ошибочно, ибо корни большинства наших жизненно важных функций мы обнаруживаем именно в подсознании человека. По сути дела, подсознание воздействует на физический, психический и духовный планы нашего существа постоянно.
Физическое воздействие подсознания
В самых первых монографиях нашего Ордена мы рассказывали вам, что подсознание обуславливает все непроизвольные функции нашего физического тела и поэтому руководит всей деятельностью, свойственной области бессознательного. Иными словами, именно оно регулирует внутреннюю температуру нашего организма и ритм нашего дыхания, следит за тем, чтобы кровообращение обеспечивало жизнедеятельность всех наших органов, а сердце размеренно билось; оно контролирует процесс пищеварения на всех его этапах, способствует заживлению всевозможных ран и вообще отвечает за все происходящие внутри нас процессы. Совсем немногие обращают внимание на огромную работу, совершающуюся в нас независимо от нашего сознания. Эта работа заслуживает, однако, истинного восхищения, потому что мы живы именно благодаря ей. Наше подсознание скрупулёзно трудится над поддержанием в нас жизни и над тем, чтобы никакая патология или какое-либо иное обстоятельство не нарушили её активности.
Влияние нашего подсознания на физическое тело отнюдь не ограничивается контролем над его непроизвольными функциями, ибо никакое произвольное действие также не может совершиться без его участия. В самом деле, именно подсознание энергетически обеспечивает любое наше сознательное действие. Когда, например, мы решаем встать, чтобы сделать что-либо, оно посредством нашей автономной нервной системы сообщает мозгу нервную энергию, необходимую для осуществления желаемого. С этой точки зрения наша спинномозговая нервная система лишь трансформирует энергии подсознания в импульсы, вибрационная частота которых в совершенстве приспособлена к мышечным и органическим функциям нашего физического тела. Мозг лишь преобразует психические импульсы, постоянно поступающие к нему из нашего подсознания. В этом смысле, вопреки утверждениям некоторых учёных, мозг не является единственным вместилищем человеческого сознания, но лишь средоточием его объективной деятельности, связанной с материальным миром. Лучшее тому доказательство: когда наш мозг в результате болезни или травмы не может нормально функционировать, и мы лишаемся способности ходить, поднимать руки, говорить и т.д., непроизвольные функции нашего физического тела сохраняются. Подобное обстоятельство объясняется тем, что значительная часть нашей органической деятельности контролируется не церебральным сознанием, а подсознанием.
Психическое воздействие подсознания
Вышесказанное подводит нас к рассмотрению воздействия подсознания на нашу психическую сферу. Как уже отмечалось, мозг по своей органической природе является средоточием наших объективных способностей. С другой стороны, он регулирует всю совокупность произвольных действий, выполняемых нами при посредстве спинномозговой нервной системы. Подсознание, в свою очередь, — это форма сознания, возникающая как следствие многообразной деятельности гипоталамуса, который, как мы узнаем на шестой ступени, является мозгом нашей автономной нервной системы. Гипоталамус напрямую взаимодействует с гипофизом и эпифизом, последние выступают как физические эквиваленты двух важнейших психических центров тела. Подсознание тесно связано с психическим измерением нашего существа. Мы можем сказать, что наше подсознание является одним из основных проявлений нашего психического сознания. Поэтому, активизируя психические центры своего организма, мы становимся восприимчивее к впечатлениям, непрерывно поступающим из подсознания.
В своё время, то есть на седьмой ступени, мы подробно рассмотрим психический аспект человека и предложим вашему вниманию несколько упражнений, призванных пробудить его психическую активность. Естественно, что большинство упражнений, которые предлагались вам до сих пор, напрямую связаны с этой задачей. Однако упражнения, которые мы вам предложим, будут связаны непосредственно с развитием ваших психических центров, которые не следует путать с тем, что в восточных традициях называют «чакрами». По мере проведения этих опытов вы обнаружите, что ваша психическая чувствительность возрастает и что вы становитесь восприимчивее к трансцендентальным впечатлениям, непрерывно поступающим из вашего подсознания. Одновременно вы отметите увеличение своей жизненной силы и, следовательно, улучшение своего здоровья.
Духовное воздействие подсознания
С самого начала вашего членства в нашем Ордене мы часто говорили о важности гармонизации с Космическим сознанием. Для этого нужно использовать своё подсознание как посредника, ибо именно оно есть тот символический портал, который открывает путь в духовный мир. Из всех фаз вашего сознания, не считая психического, оно наиболее тесно связано с вашей душой. Поэтому, чтобы войти в полную гармонию с высшими планами Космоса, нужно подниматься от чисто объективного аспекта вашего существа до высших уровней подсознания. По достижении этих уровней состояние нашего подсознания и психики таково, что духовное причастие происходит само собой со всеми его положительными эффектами.
В следующей монографии мы продолжим рассмотрение темы подсознания и обратимся в частности к двум его главным атрибутам — памяти, а также свойственной ему форме рассуждения…»
Практическое применение
Как было сказано выше, человек имеет два вида сознания: сознание объективное и сознание субъективное. Эта двойственность может быть выявлена посредством двух простых опытов.
Для первого опыта сядьте удобно и закройте глаза. До этого убедитесь, что в вашей комнате царит абсолютная тишина. Желательно также, чтобы комната не была слишком ярко освещена и температура в ней была нормальной; то есть вас не должны отвлекать свет, жара или холод. Пусть ваши органы чувств будут максимально ограждены от восприятия внешнего мира. Сосредоточитесь затем на деятельности ваших внутренних органов, то есть на дыхании, биении сердца и вообще на всех внутренних функциях, на которые вы обычно не обращаете внимания. Таким образом вы осознаете, что ваша жизнь делится на два мира: мир внешний и мир внутренний.
Для второго опыта вам нужно смешаться с толпой. Находясь среди множества людей, убедитесь сами, что, несмотря на движение вокруг вас, несмотря на то, что вы можете видеть, слышать ощущать как прикосновение или запах, вы прекрасно осознаёте, что вы являетесь индивидуумом, отдельным от всех других. Это доказывает, что, каким бы ни было внешнее окружение, мы никогда не утрачиваем осознания нашей внутренней личности. Эта констатация показывает, что наша сознательная деятельность двойственна. Позднее мы покажем, что такая двойственность существует на всех уровнях Творения.
Глава III
Третья ступень
Монография №6
О жизни
«Самым большим заблуждением является ошибаться относительно истинной цели Познания: Немногие идут к этой цели для того, чтобы пользоваться божественным даром разума в интересах человечества».
Фрэнсис Бэкон (1561-1626)
Философ и государственный деятель
Люди должны иметь мудрость вести себя таким образом, как если бы они могли и умереть в любой момент и жить вечно. И тогда они сделали бы свою жизнь полезной и для себя и для других.
О жизни
В предыдущей монографии мы рассмотрели четыре свойства жизни и выяснили, что все живые существа рождаются, развиваются, производят потомство и умирают. Поскольку человеческое царство — самое высокоразвитое из природных царств, именно в нём на самом высоком уровне проявляются указанные свойства. Мы будем внимательно изучать важнейшие вопросы, связанные с рождением, развитием, репродуктивной функцией и смертью человека. Мы продолжим это изучение в последующих монографиях, потому что в рамках одной невозможно изложить соответствующие законы и принципы.
Дыхание жизни
Рождение человека — замечательное и достойное восхищения событие не только потому, что оно завершает некоторый физиологический цикл, но также и потому, что оно представляет собой в мистическом плане. Действительно, когда дитя появляется на свет, это не только новое физическое тело, делающее первые шаги по тропе своего земного бытия. Это также и прежде всего душа в её новом материальном воплощении. Поэтому с розенкрейцерской точки зрения любое рождение есть не что иное как возрождение, то есть возвращение индивидуальной души, некогда уже жившей на нашей Земле. Разумеется, вы свободны соглашаться или не соглашаться с этим положением, ибо наша Традиция никогда не рассматривала и не рассматривает его как догму. Тем не менее, связанные с данной доктриной законы являются частью учения нашего Ордена, и поэтому мы считаем своим долгом изложить их вам в самой простой форме.
Каким бы по счёту ни было воплощение нашей души в теле, для священнослужителей, философов и мистиков всегда самая большая тайна состояла в том, чтобы знать, в какой именно момент душа вселяется в тело: В большинстве религиозных учений утверждается, что душа проникает в эмбрион в самый момент зачатия. Иначе говоря, она поселяется в яйцеклетке в момент её оплодотворения. Исходя из этого, религии обычно учат, что зародыш, находящийся в теле матери, обладает духовным сознанием. Для них рождение является не моментом воплощения души, но лишь освобождением из материнского чрева. Подобное отношение к материнству влечёт за собой представления, которые мы не берёмся ни судить, ни комментировать. Главная мысль заключается в том, что с религиозной точки зрения душа находится в теле ребёнка ещё до его появления на свет. Правда, ответа на вопрос, каким образом она проникает в эмбрион в момент зачатия, религии не дают.
В течение многих веков Традиция розенкрейцеров учила, что душа проникает в тело лишь в момент рождения, а точнее, в мгновение, когда вышедший из материнского чрева младенец делает свой первый вдох. Именно с первым дыханием жизни она воплощается в ребёнке и превращает его в самостоятельное живое существо. До этого первого вдоха плод может считаться неким дополнительным органом, развивающимся в теле матери и черпающим в нём свою жизненную силу. Кроме того, учитывая, что сознание есть атрибут души, можно заключить, что ребёнок в течение всех девяти месяцев беременности не осознаёт ни себя, ни состояния, в котором он пребывает. Сознание включается в работу с момента первого вдоха, позволяя ребёнку не только получать впечатления от среды, в которой он родился, но и вступать в контакт с отдельными элементами этой среды.
Нам хорошо известно, что, согласно некоторым философским и психологическим школам, плод, развивающийся в чреве матери, уже обладает сознанием; что подтверждает позиции большинства религий по данному вопросу. Для подтверждения указанной мысли принято ссылаться на чувствительность будущего ребёнка к настроениям матери, звукам музыки, голосам, изменению температуры и прочее. Всё это верно, однако механизм таких реакций не душевный, а физиологический. Иначе говоря, данные воздействия воспринимаются не духовным сознанием младенца, а его материальным телом. Это не должно вас удивлять, ибо все наши органы постоянно реагируют на любые внешние и внутренние возбудители — включая наши настроения, мысли и т.д. На шестой ступени мы подробнее вернёмся к этому вопросу и покажем его непосредственную связь с состоянием нашего здоровья.
Если вы согласны считать плод, находящийся в утробе матери, одним из органов её тела, вы поймёте, что его восприимчивость к некоторым возбудителям есть всего лишь органическая рефлекторная реакция на нервный импульс. Поэтому мы подчеркиваем ещё раз, что ребёнок до рождения не может сознательно воспринимать эти раздражители и реагирует на них непроизвольно. В следующей монографии мы покажем, что, с учётом такой восприимчивости младенца, будущая мать должна следить за свои мыслями и чувствами и вообще атмосферой, в которой она ждёт ребёнка. Если же её ум и эмоции в период беременности будут настроены на неверный лад, она не только разладит работу органов и функций своего организма, но и навредит развивающемуся в ней плоду. Таким образом, сознательно или бессознательно, в предшествующий родам период мать действительно оказывает влияние на будущего младенца. Вот почему ей надлежит сделать всё возможное, дабы это влияние было благотворным.
Воплощение души
Вы, конечно, понимаете, что рождение для души является достаточно трудным испытанием. Действительно, душа переживает своего рода тюремное заключение, когда она оставляет свою духовную форму, чтобы облечься в материальное тело, скованное границами пространства и времени. Воплощаясь, душа забывает об опыте, пережитом ею в запредельном мире. Кроме того, с утратой поля сознания, присущего душе на космическом уровне, её представления о сущем заметно суживаются. Наконец, ей приходится расставаться с другими душами, столь же родственно близкими ей, как и та семья, которая окружает нас на Земле. По всем этим и многим другим причинам, о которых вам придётся подумать, переживание момента воплощения — настоящее испытание для души. Некоторые люди, пережившие клиническую смерть, на себе ощутили, насколько трудно далось им «возвращение» на земной уровень. Обретая своё прежнее физическое тело, они не могли не сожалеть о духовном состоянии покоя и свободы, пережитом ими в запредельном мире, — состоянии, которое им хотелось бы продлить.
Таким образом, при появлении ребёнка на свет мать не одинока в своих страданиях: душа, воплощаясь, равным же образом переживает первое испытание своего нового земного бытия. Разумеется, речь не идёт о собственно физическом страдании, ибо в момент воплощения душа не ощущает боли в буквальном смысле слова. Скорее это походит на ощущение фазового сдвига между духовным состоянием, пережитом ею на космическом уровне, и ограниченным состоянием, переживаемым ею при переходе в новую материальную оболочку. Это трудновыразимое чувство можно сравнить с переживанием человека, внезапно вырванного из состояния сна. Хотя данное ощущение и не сопровождается физической болью, оно оставляет неприятное ощущение, длящееся несколько минут. Аналогичным образом, воплощаясь в тело при первом вдохе, душа испытывает тягостное чувство, которое мало-помалу её покидает. Одновременно она глубоко переживает свой уход из духовного мира. Добавим также, что на всём протяжении земной жизни наше подсознание хранит память об этом чувстве, превращающемся в своеобразную ностальгию. Оно побуждает нас подсознательно искать свою истинную сущность, гадать, откуда мы пришли и куда мы идём. Именно это чувство лежит в основе мистических устремлений, присущих каждому человеку на определённой ступени его эволюции.
Осознав, что представляет собой рождение как в физическом, так и в мистическом плане, можно понять, почему этому моменту нужно уделять столь большое внимание. Новое земное воплощение — серьёзное испытание для души. Зная об этом, нам следует создавать все необходимые материальные и духовные условия, способные его облегчить».
Практическое применение
В ближайшие дни предлагаем вам прочесть то, что говорится в Священных текстах о рождении, в частности, о моменте, когда душа проникает в тело ребёнка, а также о состоянии, которое предшествовало этому. Если вы принадлежите к числу верующих, не ограничивайтесь священными книгами вашей религии. Напротив, постарайтесь обратиться к текстам других вероучений. Проведя подобное сопоставление, вы обнаружите, что в большинстве источников говорится, что душа обитает в ребёнке ещё в утробе матери — что неверно с розенкрейцерской точки зрения.
Кроме того, вам полезно было бы ознакомиться и с религиозными взглядами, касающимися вопроса о состоянии души после смерти. Это подготовит вас к восприятию соответствующих знаний, которые будут открываться на следующей ступени. Как вы сможете убедиться, религиозные и мистические представления о загробной жизни весьма часто отличаются друг от друга. Впоследствии мы также познакомим вас с данными концепциями. Это поможет вам выработать собственные воззрения по данному вопросу.
Глава IV
Четвёртая ступень
Монография №10
О символах
«В человеке сокрыто сокровище, такое замечательное и такое чудесное, что мудрецы додумались, что совершенная мудрость для него состоит в том, чтобы познать самого себя, то есть открыть тайну, сокрытую в нём самом».
Роберт Фладд (1574-1637)
Философ
С точки зрения божественной, как и людской, более достойно осуждения не стремиться исправить свой проступок, чем совершить его.
О символах
Розенкрейцерское учение выделяет три главных типа символов: символы естественные, искусственные и мистические. Впрочем, подобная классификация характерна для большинства традиционных учений. Учитывая, что каждый символ призван олицетворять некое понятие, его принадлежность к той или иной категории зависит от содержания данного понятия и приписываемого ему общего смысла. Так, естественный символ олицетворяет понятие, связанное с простым и легко наблюдаемым природным явлением. Искусственный символ представляет некоторую условность, принятую в форме некоего кода. Мистический же символ, как явствует из его названия, представляет собой плод усилий мистика и является конкретным образом, призванным олицетворять некий закон или духовный принцип. После этих общих замечаний рассмотрим более подробно каждую из трёх разновидностей символов.
Естественные символы
Как уже отмечалось, эти символы образованы из элементов и явлений, которые мы встречаем в природе. Солнце, например, символизирует свет, тепло и жизненное начало, от которого зависят все царства природы. Небо олицетворяет невидимый мир и обитель ангелов. Земля выражает цикл рождения, смерти и возрождения. Камень проявляет стойкость и стабильность. Дерево представляет силу жизни. В животном мире сова символизирует ночную жизнь, а лев — силу. Собственно говоря, существует столько же естественных символов, сколько и идей, которые можно наглядно представить в виде материальных предметов.
В целом, естественные символы не нуждаются в дополнительном истолковании, ибо говорят сами за себя. Цель их не в сокрытии, а в наиболее упрощённом выражении идеи, доступной для большинства в результате наблюдения. Понятно, что наиболее древними являются именно естественные символы, так как их понимание требует не умственных усилий, но лишь способности наблюдать. Разумеется, с течением времени человеческий ум освоил и более сложные естественные символы, когда в процессе эволюции некоторые люди пришли к пониманию ряда законов и принципов, недоступных для других. Приведём наиболее близкий нашему сердцу пример: роза стала олицетворением человеческой души в древних Школах Мистерий, и лишь просветлённые умы могли усмотреть в этом естественном символе выражение некоего мистического понятия.
В отличие от большинства искусственных и мистических символов, естественные символы выходят за рамки линейного, графического, геометрического или схематического построения. Иными словами, они обладают осязаемой формой, ибо их значение связано с чем-то, что обладает материальным бытием, будь то звезда, планета, животное, дерево, цветок, камень или какой-либо иной предмет. Значение этих символов на первом уровне самоочевидно именно в силу их связи с неким реальным объектом. С другой стороны, учитывая, что они связаны с естественными природными объектами, обнаруживаемыми на большей части материков и практически во всех странах, символы этого типа в своей совокупности образуют язык, понятный людям различных рас и исповедующим различные религии. Это означает, что большинство этих символов универсально по своей природе. Скажем также, что большинство из них сохранили своё значение на протяжении веков.
Искусственные символы
Рассмотрим теперь искусственные символы. Этот разряд символов создан не природой, а человеком, поэтому их и называют «искусственными». В качестве примера можно упомянуть алфавит любого из языков, который есть не что иное, как система символических графем. Изображение сердца повсеместно олицетворяет дружбу, любовь и братство. Деревянная, каменная или металлическая статуя может символизировать некое универсальное понятие — свободу, жертвенность или победу. Существует, разумеется, великое множество искусственных символов. Их число ограничено лишь воображением человека и его способностью зрительно воплощать некую идею или понятие. Это значит, что создание подобных символов невозможно без развитого абстрактного мышления, ибо следует выбирать те элементы, которые могут дать наиболее верное символическое выражение идеи. Вот почему такое большое значение уделяется их геометрической форме, цвету, надписи на изображении, их общему виду и т.п.
В противоположность естественным символам, искусственные символы не могут быть поняты путём обычного наблюдения, ибо большинству из них необходима условленность пользующихся ими лиц. Поэтому они связываются с определёнными значениями, которыми следует овладеть человеку, стремящемуся пользоваться данными символами. Вернёмся к примеру с алфавитом, используемым во всех письменных языках — очевидно, что мы не сможем ни писать, ни читать, не изучив его. Ввиду своего условного характера, искусственные символы имеют более узкую сферу применения, нежели естественные символы, ибо требуют понимания, основанного на определённом типе культуры или менталитета. Иными словами, их значение может быть различным в разных странах и на разных континентах. Вот почему многие из них не могут считаться универсальными. Кроме того, с течением времени их число постоянно увеличивается, отвечая нуждам самого человека.
Мистические символы
Для нас мистические символы представляют наибольший интерес, поскольку касаются принципов и законов, выходящих за рамки повседневных занятий человека. Иначе говоря, эти символы соотносятся с духовными исканиями человека. В силу этого они, прежде всего, принадлежат области души и призваны воплощать понятия, связанные с духовностью. Сказанное относится, в частности, к символике треугольника, о которой уже шла речь, а также к кресту, квадрату и кругу, которые будут подробно рассмотрены нами на следующей ступени. Чтобы суметь пользоваться символами этой категории, следует обладать всеми качествами, необходимыми для понимания естественных и искусственных символов, и, кроме того, требуется углублённая соответствующая работа. Мы хотим сказать, что помимо наблюдения, размышления и воображения, понимание мистической символики требует помощи медитации. Она необходима, поскольку эти символы отражают понятия и основы, постижимые лишь посредством способностей души.
Подавляющее большинство мистических символов состоит из точек, прямых и кривых линий, иногда они окрашены в какие-то цвета, и все эти элементы, соединённые во множестве сочетаний, образуют гармоническое целое, которому придаётся более или менее доступный эзотерический смысл. В этой связи важно сказать, что самые сложные символические сочетания не обязательно те, которые олицетворяют наиболее важные законы и принципы. Действительно, если мистический символ призван в скрытой форме выражать истину, которую не следует знать всем, второе его назначение — представить в наиболее простой форме то, что способен понять Посвящённый. Если, например, мы рассмотрим символ Розы и Креста, мы вынуждены будем признать, что составляющие его элементы, а равно и их сочетание, очень просты. Тем не менее, данный символ несёт в себе глубокий эзотерический смысл, потому что олицетворяет одновременно природу человека и его космическую миссию, то есть достижение совершенства души путём земных испытаний. При этом данный символ ничего не говорит человеку, не осведомлённому о его глубоком значении. Все мистические символы предназначены для избранных, ибо они доступны лишь ограниченному количеству лиц, в данном случае тем, кто неравнодушен к их содержанию. Вот почему таких людей относительно мало.
Практическое применение
В связи с мистическими символами стоит подчеркнуть ещё и то, что большинство из них имеют одновременно числовое выражение. Так, согласно таблице, приведённой в предыдущей монографии, существует соответствие между точкой и числом 1, отрезком прямой и числом 2, треугольником и числом 3, квадратом и числом 4 и т.д.
Из сказанного вытекает, что в смысл мистического символа позволяют проникнуть два метода: первый из них — это медитация над сочетанием линий и цветов, образующих графическую форму символа, а второй — изучение эзотерического значения связанного с ним в традиционном аспекте числа.
В течение ближайших недель мы предлагаем вам вернуться поочерёдно к символам, предложенным вашему вниманию, и проанализировать их, используя два представленных вам метода. Сделав это, вы увидите, что результат ваших размышлений и медитаций будет лучше. Запишите мысли, которые придут к вам по поводу каждого символа. Так, вы сможете вернуться к ним в нужный момент.
Глава V
Пятая ступень
Монография №1
О философии
«Душа человеческая подобна Душе божественной. Но недостаточно того, чтобы в ней отражался мир; нужно ещё, чтобы она это осознавала. Для этого наш разум должен задуматься не только над собой, но и над тем, что находится вне его».
Жан-Батист Гельмон (1577-1644)
Врач и философ
Человеку свойственно желание изменить те вещи, которые ему не нравятся. Очень часто, чтобы быть счастливым, ему было бы достаточно изменить то, как он на них смотрит и как он их понимает.
О философии
( … )
«Большинство источников утверждает, что рождение философии состоялось в VI веке до н.э. в Древней Греции, во времена Фалеса из Милета. Действительно, этот великий мыслитель, сформулировавший знаменитую максиму «Познай себя — и ты познаешь мир и богов», первым открыл школу философии, цели которой значительно отличались от тех, которым следовали в Школах Мистерий Древнего Египта. Его любовь к знанию была столь велика, что он всю свою жизнь посвятил изучению космических законов и обучению других тому, что он знал сам. Из всех греческих философов он первым проявил интерес к физике, геометрии и астрономии.
После Фалеса Милетского появилась череда мыслителей, каждый из которых создал собственную философскую систему, основанную на концепциях своих предшественников. Имена Солона, Пифагора, Гераклита, Демокрита, Эмпедокла, Сократа, Платона, Аристотеля и многих других до сих пор сохраняются в нашей памяти, потому что знание, которое они передали человечеству, навсегда останется частью культурного и духовного наследия, вдохновляющего большинство современных цивилизаций не только в области науки, но также и в сфере искусства и морали. В этом смысле современные философы охотно признают, что тому, чему учат в области мистической философии сегодня, учили уже 3000 и более лет назад. Царь Соломон утверждал, что «ничто не ново под луной». Если мы допускаем, что слова этого великого Посвящённого верны и соответствуют убеждениям мудрецов, живших до него, то нам должно хватить скромности признать, что они так же верны и сегодня. Фактически философия уходит корнями в незапамятные времена, потому что, как мы говорили ранее, мудрецы Древней Греции учили тому, что сами узнали от Посвящённых Древнего Египта.
При внимательном рассмотрении учений, переданных нам мистиками древности, становится очевидным, что религия, философия и наука были для них тремя основными элементами единой области мысли. Более того, это предполагает, что невозможно быть просветлённым философом, не будучи одновременно истинным мистиком. С этой точки зрения представляется несколько противоречивым называть словом «философ» последователей так называемой «материалистической» философии. Человек вполне может называть себя философом, не будучи мистиком, но не составит труда доказать, что мистик по своей природе является, прежде всего, философом. Фактически, мистицизм — это форма знания, которое объединяет в себе всё лучшее, содержащегося в религии, философии и науке, причём не только в теоретическом плане, но в равной степени и в сфере практического применения. Сегодня наблюдается некоторый антагонизм между этими тремя ветвями человеческого знания. Такое положение вещей вызывает сожаление, поскольку все они преследуют одну цель, а именно — изучение глубинных связей, объединяющих человека с совокупностью космоса.
Изумрудная скрижаль
Эти замечания подводят нас к тому, чтобы определить смысл, которым мы наделяем понятие «философия». В принятом на сегодняшний день значении — это «наука о жизни». Буквально же это слово означает «любовь к мудрости». Как, однако, можно развить любовь к мудрости и изучать науку жизни, не обратившись к мистицизму, который, по определению, нацелен на познание видимых и невидимых связей, объединяющих человека с Богом? Поэтому, с розенкрейцерских позиций, каждый, кто стремится найти ответы на все «почему» и «для чего» своего существования, является философом, так как такое стремление неизбежно приводит к духовному поиску. Чтобы привести этот поиск к завершению, человечество имеет в своём распоряжении два пути, которые прекрасно дополняют друг друга. Первый путь начинается с известного и попытки познать через него неизвестное. Такой путь, если применить его к философии, ведёт человека к тому, чтобы рассматривать материальный мир (мир феноменальный) как отражение мира нематериального (мира ноуменального). Иными словами, человек в своём ближайшем окружении ищет доказательства того, что Творение, в том виде, в каком оно явлено ему, является проявлением Творца, которому он присваивает божественную природу. Такая философия в основе своей является индуктивной, потому что отправной точкой этой философии является следствие, в данном случае — мир земной, и далее она поднимается к космическим причинам, его породившим. Такой подход требует интроспекции, так как, полагая человека микрокосмом, адепт этого философского пути пытается понять законы, управляющие макрокосмом, изучая законы, действующие в своём собственном теле и природе. Такой подход великолепно иллюстрирует древнюю формулу «как внизу, так и наверху».
Однако в «Изумрудной Скрижали» говорится также «как наверху, так и внизу», и таким образом указывается второй путь, доступный человечеству в развитии его философской мысли. Этот путь заключается в том, чтобы начать с неизвестного (ноуменального мира) с целью понять известное (феноменальный мир). Иными словами, последователь этого подхода формирует внутри себя концепцию Бога в соответствии со своими чаяниями и идеалами, и с помощью этой внутренней концепции старается объяснить мир, в котором он живёт. Такая философия в основе своей является дедуктивной, так как начинает с причины, а именно — Божественного Разума, и далее спускается вниз до уровня земных следствий, которые Он породил в мире проявленном. В этом случае предпочитается не интроспекция, но скорее, некий мистический подъём, цель которого состоит в том, чтобы постичь божественное Всеведение, Вездесущность и Всемогущество. В конечном итоге речь идёт о том, чтобы раствориться своим сознанием в космической необъятности, внешней по отношению к нам, и воспринимать мир с точки зрения Бога.
На второй ступени Храма мы объясняли, что силлогизм — это форма умозаключения, которая объединяет индукцию и дедукцию. Такую форму мышления в философии можно считать наиболее эффективной, так как она объединяет оба пути, о которых мы только что говорили. Иными словами, такая форма мышления представляет собой идеальный философский подход, при котором в нашем поиске сохраняется равновесие между известным и неизвестным, материальным и духовным планами, миром феноменальным и миром ноуменальным, между человеком и Богом. Поэтому греческие философы и, в частности, Аристотель, сделали силлогизм основой своего обучения. И, действительно, как мы уже отмечали, они прекрасно понимали, что мистик должен постоянно сохранять равновесие между двумя символическими столпами: Творением и Творцом.
Розенкрейцерская философия
Если мы обратимся к философии розенкрейцеров, мы увидим, что она включает оба рассмотренных выше подхода, потому что её учение направлено одновременно на целостное исследование человека и на общее представление о Боге, доступное пониманию человека. Кроме того, в основе своей эта философия очень практична, потому что она исходит из принципа, что именно в контакте с материальным миром должна свершаться духовная эволюция каждого человека. Как вы знаете, существуют философские школы, просто-напросто отрицающие существование материи. Последователи таких школ полагают, что материя не имеет реальности и что единственный путь внутреннего свершения состоит в том, чтобы вести себя так, как если бы её не существовало вовсе. Этим объясняется, почему они чаще всего ведут аскетический образ жизни вдали от цивилизации. Не желая казаться нетерпимыми, тем не менее, скажем, что такая философия необоснованна. Действительно, нетрудно понять, что если бы материальный мир не имел смысла своего существования, то и человек, как он есть, тоже не имел бы его. Кроме того, считая, что человек имеет смысл быть, а материя — нет, мы можем спросить себя, зачем тогда Бог создал человека со способностями, прекрасно приспособленными для восприятия его земного окружения.
В конечном счёте, очевидно, что если Земля служит местом, где свершается эволюция человека, то это место является необходимостью. Не признавать этой необходимости означало бы, что Творение во всей своей совокупности бесполезно. В таком случае мы должны были бы допустить, что Бог создал мир просто так и не ставит перед Собой никакой особой цели. Конечно, такая концепция не является концепцией мистика, так как она противоречит не только здравому смыслу, но и всем законам, известным Посвящённым. Действительно, материальный мир есть эманация мира духовного, и только познав первый, человек воплощённый может провидеть великолепие второго».
Практическое применение
В отличие от того, что думают многие люди, философия — это не просто умозрительное занятие, абстрактное и лишённое всякого практического смысла. Величайшие философы Древней Греции были вполне прагматичны и нисколько не отрицали земных аспектов человеческой жизни. Действительно, они придавали изучению нематериальных причин и божественных законов большое значение, но их целью всегда было понять и более адекватно объяснить последствия, к которым приводят эти законы на материальном уровне. В этом смысле каждый, кто задает себе вопросы обо всех «почему» и «для чего» человеческого существования, является философом. Это значит, что и вы сами, будучи розенкрейцером, являетесь адептом философии, так как вы изучаете космические законы и принципы, которые составляют основу природы и мироздания.
В качестве практического применения материалов этой монографии мы предлагаем вам составить список волнующих вас основополагающих вопросов о жизни и о причинах того, что жизнь проявляется на Земле столь разнообразно и непостижимо. Постарайтесь сформулировать эти вопросы максимально просто и перечислите их в порядке убывания важности. Такое размышление окажет особо положительное влияние на ваше духовное продвижение, поскольку все вопросы подобного рода автоматически передаются Внутреннему «Я» и становятся основой неосознанной медитации. Это означает, что рано или поздно вы получите ответ, так как Космическое Сознание в каждом человеке не оставляет без ответа ни одного вопроса. Поэтому мы так часто подчёркиваем, что ключ ко всем тайнам находится внутри каждого из нас.
© Copyright, 2010, АМОРК.
Все авторские права принадлежат АМОРК и защищены международным правом.
Копирование текстов АМОРК разрешается только с обязательной ссылкой на сайт правообладателя: «© АМОРК, www.amorc.org.ru»