Вернувшийся 2

Мэнли П. Холл «Облики теней»
Собрание оккультных историй и мистических аллегорий.
Сфера 2001

Несмотря на очевидный факт, что человечество не особо меняется с течением лет, бывают великие моменты, когда мир воистину становится лучше, чем был. Один из таких моментов — миг, когда кто-то прекращает трудиться ради себя и становится чернорабочим на винограднике человечества. В каждой эпохе кто-нибудь достигает бессмертия; из каждой великой цивилизации один или двое поднимаются к более высокой жизни, усвоив уроки своих невзгод так хорошо, что становятся способны управлять развитием людей. Сформировав свои способности, они постигают сущность бытия. Эти люди надевают светлые ризы очистившейся души, проходят за завесу, отделяющую богов от людей, и не возвращаются больше на великое Колесо.

Из глубин цивилизации, давно ушедшей во тьму, поднялся тот, кто много страдал и трудился, чувствовал муки мира и видел бесполезность земной славы. На невиданных высотах выполнял он великий труд вечного поиска, пытался ввести других в царство Истины. Это был блестящий философ, который не разучился молиться, гениальный учёный, сохранивший в себе кротость простого человека.

Теперь эта прекрасная душа стояла в Золотых Вратах, облачённая в одеяния чистой жизни, сияя великолепной славой богов. Звенящие колокольцы его одежд пели музыкой гармоничного бытия; божественный облик блистал мириадами огней, и каждый огонёк был молитвой благодарности и благословения от кого-то, ради кого он искренне и преданно трудился.

Перед престолом Богов стоял Учитель. Единственный из мира людей достиг он таких высот, ибо шёл тропой самоотверженности целую вечность. И вот, наконец, после бесконечных трудов в материальном мире он заслужил право постучаться в ворота бессмертия.

В небесах поднималась от звезды к звезде золотая лестница; а вокруг царил кромешный мрак человеческого неверия, который Учитель сменил на благодать вечного солнечного восхода.

В жизни каждого наступает день, когда он стоит, как и эта душа, на рубеже между человеческим и Божественным. Множество людей со светлой печалью получили из его рук освобождение; но наиболее великие души томились в тоске и с трудом расставались с миром. В этот миг человек понимает, что у бессмертия есть своя цена. Когда приходит время навсегда уйти за завесу, он понимает, как труден выбор между миром людей с нелёгким трудом на благо человечества и царством вечной жизни. Когда душа постигает, что пути Посвящённых лежат не в этом мире, между ним и людьми навсегда встаёт сапфировая завеса богов. Он может вернуться и трудиться с ними бок о бок, но и он знает, а они чувствуют, что он — не от мира сего.

Поэтому Посвящение не вызывало у него радости, хотя он видел перед собой дом своего Отца. Он знал, что приближается день, когда ему предстоит водвориться в Доме Господнем и не уходить больше.

Светлое Создание в сверкании одежд Вечного Света пришло к Учителю и, тронув его рукой, сказало:

— Ты славно прошёл свой путь. Ты исполнил предначертание ангелов писания, книга твоих трудов завершена, расчёт произведён, и клеймо окончания поставлено на них. Печать Богов стоит на твоей жизни. Ты закончил эту главу своего бытия. На вершине этой извилистой лестницы лежат перед тобой новые миры для покорения, новые обязанности, новые печали и более полное понимание. Ты уже поднялся из ночи человеческой темноты к великому Свету. Одежды сострадания, созданные твоей самоотверженной душой, ждут тебя. Иди вперёд, когда наденешь их. Но сначала тебе нужно увидеть нечто, дабы ты точно осознал сделанный тобою выбор. Следуй за мной.

Светлый проводник повернулся, взял новорождённого Учителя за руку и повёл его на вершину высокой горы. Перед ним открылись небо и земля — над мирозданием парили мириады огней, взмахи пламенных крыльев создавали бесконечную музыку, звучала мелодия вращающихся сфер. Над ними в Светлом Краю обитали Бессмертные, стояли чертоги святых душ. Когда новорождённый Учитель взглянул бессмертным оком, то увидел плывущие в небесах Великие Создания, кого человек знает только как солнца и звёзды. Он увидел великий Сатурн с распростёртыми крыльями, облачённый в туманные покровы эфира, которые окутывают космические тела. Светлое лицо Марса мерцало сиянием серафима — тяжёлые шары двигались теперь не материальными телами, а жизнью и светом Божественного. Он видел двенадцать Иерархий Небес, пылающих Сынов Рассвета; а ангелы-служители, как огромные ночные птицы, реяли между владениями небес и земли. Он видел, как перед ним разворачивается мир, неизвестный людям, и застыл в трепете и восхищении.

— Воистину, — ответил Светлый на вопрос его души, — твои труды только начались. Завершив дела в мире, который оставлен за спиной, Ты заслужил трудиться в царствах света. В этом великом замысле нет ни отдыха, ни освобождения. Ты поднялся из тьмы земной ночи и через вечность космоса пойдёшь выше, пока где-то за пределами вечного замысла не найдёшь Источник Всего — великолепного Проектировщика мироздания. От него никто никогда не возвращался, чтобы сообщить дорогу.

Учитель огляделся и понял, как отличается явный мир от того, каким он воспринимал его снизу. Вместо явно бездумных случайностей Следствий он видел теперь удивительные Причины, осмысленные причины для всего сущего.

— Если бы человечество только знало это, — прошептал он, — только могло видеть вещи, которые я теперь созерцаю!

— Они узнают однажды — ответил Светлый, — когда-нибудь они увидят невиданную цепь самоотверженных жизней, которая связывает мироздание в общей причине. И они поймут грандиозный замысел Божественного Разума, который борется, освобождаясь от бессмысленной глины Хаоса. Но идём, — снова сказал проводник, — я покажу то, что тебе также необходимо знать.

Учитель оказался теперь во тьме ночи. Он пересёк тонкую линию, разделяющую ложь и истину. И когда он разговаривал с проводником, тихий плач нарушил тишину.

— Что это? — прошептал он.

— Это, — ответил проводник, — зов мира, который ты оставляешь позади. Это — голос разбитого сердца человечества. Он взывает к высшим Богам о Свете и Истине.

Низкие рыдания нарушили тишину. Плач, перемежаемый проклятьями, заполнил воздух непроизносимой мукой.

— Что это? — прошептал Учитель.

— Это, — ответил проводник, — пустошь омрачённых душ. Это — поле битвы человеческих страстей. На этой бесплодной почве пребывают в мучениях те, кто не в силах вынести борьбу. Они проклинают Богов и молят Создания, давшие им жизнь, вернуть их в вечную тьму, где хотя бы прекратится страдание.

Учитель закрыл лицо руками, слёзы покатились по его щекам. Он вспомнил о своих несчастных годах, когда его голос сливался с мольбами тех, кто во тьме взывает к Свету, которого они не видят.

Светлый проводник снова взял руку Учителя и повёл его к вершине горы.

Теперь тебе должно выбрать время и место. Перед тобой простираются труды богов, твоя заслуженная дорога и новые великие задачи. Светлые одежды славы готовы для тебя. Покой, который выше человеческого разумения, поведёт тебя в странствиях среди звёзд. Позади осталась и тропа, по которой ты шёл, и мучительные крики страданий, ведь ты заслужил право больше не слышать их. На этом пороге назови путь, которым желаешь идти.

Учитель стоял, его глаза были подняты к Свету. Этому Свету он так долго служил во тьме, так часто желал увидеть его небесное сияние. С тоской он жаждал раскрыть крылья и взлететь прямо к его источнику. Его душа желала вечно купаться в этой благодати и подниматься по ступеням к Свету, который сияет за каждой звездой. Но, глядя вверх, он чувствовал, как незримые пальцы касаются струн его сердца, видел, как слабые руки поднимаются снизу; он слышал мольбы страдания, великий хор голосов взывал к нему в единой молитве. Он стоял в сомнениях, не в силах решить, каким путём идти. Он видел, как силы Света изливаются на него сиянием — величественные лица были окружены Божественным Светом. А потом он обернулся во мрак и долго смотрел на глаза, ослеплённые горем, сердца, разбитые отчаянием, руки, красные от крови. И когда он обратился снова к Светлому, его лицо выражало твёрдую решимость. Он быстро снял с себя одеяния Света и вновь облёкся в мирские одежды.

— Я не могу идти вперёд, — воскликнул он голосом, полным слёз, — пусть другие сделают это. Шёпот голосов, во тьме внизу, взывает к моей душе. Руки, ослабленные страданием, робко сжимают моё сердце. Я должен вернуться. Мне нужно вновь трудиться и дать им слабую надежду, обретённую мной. Пусть другие носят золотые одежды; я вернусь к одеянию смертного. — Он повернулся к проводнику и сказал. — Брат, отведи меня снова во тьму, которую я оставил, сломай печати дописанной книги. Я возвращаюсь к отчаявшимся там, внизу.

И без лишних слов тот, кто мог стать Учителем, повернулся и начал тихо спускаться по тропе в темноту. Оглянувшись, он увидел Светлого — тот одиноко стоял на вершине скалы, и руки его были сложены в молитве.

Медленно великолепный Свет исчез с небес, шелест ангельских крыльев прекратился, а музыка сфер сменилась криками человеческих разногласий. Вот и последний отблеск Света исчез в ночи. Душа снова стояла в грязи и трясине земного существования.

Но когда он стоял там, тьма разошлась, стрелы золотых солнечных лучей воссиял из небес, и великий Лик заслонил своими крыльями небесный свод от края до края. Когда тот, кто мог стать Учителем, склонился перед Ним, раздался громовой Голос Тени:

— Возрадуйтесь, ангелы небес! Ликуйте, силы мироздания! Вы, небесно-рождённые Сыны Вечности, торжествуйте! Ведь из земной глины создана новая бессмертная душа! Теперь земля, из грязи которой ты появился, не будет цепляться за тебя. И когда ты пойдёшь долиной тени, то будешь сиять Светом, и я дам тебе покой. Все вы, хозяева вечного дня, приветствуйте вашего брата. Все вы, Духовные Силы вселенной, созерцайте того, кто будет служить вместе с вами! Ибо нет никого величественнее во всём мире, чем он, кто отдал жизнь за своих друзей. И никто больше, чем он, не считает своими друзьями сынов земли. Смотрите все, кто живёт на этих Семи Небесах, это — мой Любимый Сын, я им всецело доволен.

В тот же миг сияние славы спустилось с Небес и вступило в душу нового Учителя, а голос Бога сказал:

— Созерцайте, я занимаю свою обитель в храме моих детей. Я нашёл того, кто построил свой дом согласно Закону. Я нашёл Брата среди моих Сынов и Я, живой Отец, вернулся в мир с тем, кто радостен в своих трудах. Он вернулся и нашёл достойное. И Я, Бог Живой, вернулся трудиться вместе с ним, взявшись за руки, ради славы Света, которому мы будем служить.


Top