Христианские свидетельства

ОБИТЕЛИ ДУШИ
КОСМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
(ПЕРЕВОД С АНГЛИЙСКОГО)

Доктор Харвей Спенсер Льюис
1930

Перевод Игоря Юдина. 2003 год.

Содержание


Глава 12
Христианские свидетельства

А сейчас я обращаюсь к тем, кто исповедует христианство и кто судит о моральных, этических и религиозных нормах по их соответствию Священному Писанию.

Справедливости ради, я прошу этих убежденных христиан проявлять некоторое время терпимость и либерализм при высказывании своего мнения и отнестись к следующим замечаниям с той же долей терпения и понимания, какие бы они ожидали от других, если бы они отстаивали свои убеждения и верования.

Как уже говорилось в предыдущей главе, в Библии имеется множество высказываний, которые прямо или косвенно указывают на доктрину реинкарнации, и даже Иисус Христос касается её таким образом, что не остается сомнений по поводу его осведомленности об этой доктрине и его веры в неё. Тот факт, что эта доктрина не разработана или не разъяснена в Библии в деталях, не дает оснований делать вывод, что она не являлась общеизвестной или что она была неприемлемой для Иисуса и его учеников.

Доктрина перевоплощения не занимала существенного места в великом учении, которое Иисус принес миру, а апостолы и великие пророки в своих проповедях уделяли деталям этой доктрины не более внимания, чем многим другим повсеместно принятым научным убеждениям и философским воззрениям.

В доктрине реинкарнации нет ничего, что было бы несовместимым с доктринами, которые проповедовал Иисус, или с его образом жизни. В предыдущих главах я показал, что доктрины перевоплощения были широко известны среди евреев и повсеместно ими признавались, и этот факт был Иисусу известен. В то же время вера в перевоплощение не могла каким-либо образом помешать восприятию новых положений учения, которое проповедовал Иисус, и поэтому у него не было причин критиковать, изменять или комментировать доктрину реинкарнации во время своей мессианской деятельности.

То, что Иисус говорил о душе человека, её спасении и искуплении грехов никоим образом не противоречит основным положениям и великой истине о реинкарнации.

Обычный христианин полагает, что где-то в Библии, где-то в высказываниях апостолов, относящихся к Иисусу, говорится о душе в том смысле, что при переходе душа человека покидает физическое тело и поднимается в царство духа, где пребывает в состоянии блаженного сна и покоя в ожидании неизбежного Судного Дня. Эти люди также полагают, что Иисус или апостолы вполне определенно утверждали, что после перехода душа человека вечно пребывает в царстве духа, и что Судный День придет, когда все совершат переход, и все будут готовы к суду в одно и то же время. Если бы такие суждения действительно имелись в Библии, то, несомненно, они бы оказались несовместимыми с доктринами перевоплощения. Дело в том, однако, что таких суждений Иисус не высказывал.

Идея о том, что душа человека при переходе покидает физическое тело для того, чтобы пребывать в вечности в царстве духа (небесном) в ожидании Судного Дня является доктриной, которая была добавлена к христианскому вероучению много позже жизни Христа, и не вытекает из того, о чем он говорил. Действительно, имеются высказывания о суде, о пребывании души в царстве духа (небесном) и о неизбежном и окончательном суде над нашими душами, однако какое-либо замечание о том, что человек не будет проходить через множество инкарнаций перед тем, как предстанет перед окончательным судом, отсутствует. Доктрина реинкарнации включает в себя положение о пришествии Судного Дня и объясняет, как и почему нам предоставляются возможности, чтобы подготовиться к этому суду. Однако в изначальном учении Иисуса не обнаруживается причина, по которой следовало бы подкреплять веру в то, что после перехода душа или личность попадает в царство небесное или какое-либо иное царство, где она должна находиться до окончания времен в ожидании Судного Дня.

Если христианин или изучающий христианское богословие сможет искренне и решительно очистить свое сознание и свои глубокие убеждения от представления, что душа человека после переходя входит в сферу или состояние, где она должна находиться до окончания времен, тогда ему нетрудно будет принять истинную доктрину перевоплощения.

Как будет видно ниже, я делаю различие между христианскими доктринальными положениями в том виде, в каком их проповедовал Иисус и его ученики, и христианскими догматами, которые были придуманы или выработаны по договоренности на церковных соборах в позднейшие века. Я честно признаю, что современные христианские догматы в том виде, как они подаются обычной христианской церковью, не допускают приятие доктрины реинкарнации. Но эти догматы не являются изначальными доктринами Иисуса, который стал Христом (Jesus the Christ). Я не пытаюсь подвергать сомнению добрые начала и глубину этих догматов, которые были придуманы или приняты, я просто утверждаю, что они включили в себя некоторые верования, которые в настоящее время противоречат доктрине перевоплощения. Кроме того, они противоречат и некоторым положениям Библии, что я продемонстрирую с помощью цитат. Иными словами, можно быть истинным христианином и поклоняться Господу нашему Иисусу Христу, спасителю человечества, входящему в святую Троицу, и в то же время принимать доктрину реинкарнации. В настоящее время в Америке имеются сотни известных христианских священников и проповедников, которые являются твердыми сторонниками доктрины реинкарнации и которые не считают эту древнюю доктрину несовместимой с тем, чему учил Иисус или с тем, что он делал при жизни.

В начале нашего исследования Библии давайте обратимся к одной из многочисленных выдержек из Ветхого Завета, в которой ясно говорится о распространенном веровании в многократное перевоплощение человека. Обратимся к тридцать третьей главе Книги Иова и прочитаем ее последнюю часть. Начиная с двадцать девятого стиха, мы обнаруживаем свидетельства веры в покаяние и искупление грехов, выраженные ясным языком. Мы обнаруживаем, что в соответствии с изложенной мыслью, если грешник раскаивается в своих грехах перед переходом или когда он чувствует, что приходит конец его земному существованию, то он избегает будущего наказания и спасает свою душу от мрака могилы. В двадцать восьмом стихе мы читаем слова такого кающегося грешника: «Он (Бог) освободил душу мою от могилы, и жизнь моя видит свет». В следующем стихе мы обнаруживаем изложение принципов реинкарнации или перевоплощения, выраженные в таких словах: «Вот, всё это делает Бог много раз (в Русской Православной Библии «два-три раза», — прим. пер.) с человеком». В тридцатом стихе дается дальнейшее разъяснение двадцать девятого стиха: «чтобы отвести душу его от могилы и просветить его светом живых».

Эти три стиха, взятые вместе, не оставляют сомнений в неправильном переводе или недопонимании. Освобождение души от могилы и просветление ее светом живых может иметь только одно значение. Слово pit (в Русской Православной Библии — могила, преисподня, пропасть, — прим. пер.), обозначавшее в древности места захоронений, используется в Ветхом Завете весьма часто. Оно употребляется в значении подземное царство или Гадес. Это слово в значении могила или места обитания умерших употребляется в Книге пророка Иезекииля, 32:23 (преисподня), Книге пророка Исаии, 38:18 (могила) и 14:15 (преисподня), а также в Книге Иова, 33:18 (пропасть) и ассоциируется со смертью. Поэтому спастись от могилы (pit) и «просветиться светом живых» так, чтобы это происходило с «человеком много раз» может только означать вновь получить жизнь среди живых после смерти.

Мысли, выраженные в этих стихах, встречаются во многих местах обоих Заветов. Например, в Откровении говорится: «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон:»

При анализе Нового Завета мы обнаруживаем, что простой народ придерживался таких же верований.

Тот факт, что Иисус был хорошо знаком с доктриной реинкарнации и законом воздаяния становится очевидным из его высказываний. Я не буду цитировать все слова Иисуса своим ученикам, подтверждающие этот факт. Приведу лишь следующий пример, как наиболее типичный. В Евангелие от Иоанна в девятой главе в стихах со второго по четвертый мы находим весьма интересный эпизод, который непосредственно связан с реинкарнацией и Законом Кармы. Странствуя со своими учениками, Иисус встречает на дороге человека слепого от рождения. Ученики решили воспользоваться случаем, чтобы узнать больше о Законе Кармы и причинах человеческих страданий и, обратив внимание Иисуса на слепого, спрашивают его:

«Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» Иисус отвечает: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии».

Вы видите, что ученики ясно указали — человек слеп от рождения, и поэтому им были непонятны причины его слепоты. Если бы слепота наступила при жизни в результате несчастного случая, ранения, болезни, неправильного ухода или любой другой причины, вызывающей слепоту, то вопросов бы не возникло. Обратите внимание на то, что вопрос учеников был о том, согрешил ли сам слепой или согрешили его родители. Если бы согрешили родители, то болезнь или несчастный случай могли бы быть причиной рождения человека слепым. Но каким образом может человек согрешить сам, чтобы получить слепоту от рождения? Только согрешив в предыдущей жизни и получив слепоту как кармическое следствие. Каких-либо других толкований по поводу вопроса, заданного учениками, дать невозможно.

Обратите также внимание на то, что ученики задали этот вопрос без колебаний и какой-либо робости. Этот вопрос прозвучал как обычный и вполне естественный. И сама постановка вопроса указывает на то, что ученикам были хорошо известны законы Кармы и перевоплощения, и что они знали об осведомленности Иисуса о реинкарнации и Карме как об универсальных законах.

Обратите также внимание на то, что ответ, данный Иисусом, не содержит порицания вопроса учеников и критики их взглядов, он также не отвергает и ход мыслей, который привел к постановке этого вопроса. Иисус показал понимание их вопроса и ответил, что ни человек, ни его родители не совершали греха, но для человека сложились такие условия, при которых Бог может преподать урок и продемонстрировать действие закона.

Конечно, было бы достаточно и одного этого эпизода, чтобы показать, что Иисус и его ученики были хорошо знакомы с доктринами реинкарнации или перевоплощения и Кармы, и что в доктринах реинкарнации и Кармы не было ничего, что было бы неприемлемо и несовместимо с учением Иисуса. В противном случае, Иисус, несомненно, поправил бы своих учеников за выражение подобных взглядов и упрекнул бы их за высказывание ошибочных мыслей. Из Нового Завета мы знаем, что Иисус никогда не упускал случая поправить своего ученика или упрекнуть кого-либо из них, когда тот неправильно толковал какой-либо универсальный закон или высказывал ошибочное положение.

В третьей главе Евангелия от Иоанна, в стихах с третьего по девятый мы находим другой эпизод, который ясно говорит о воплощении души. Здесь Иисус говорит о том, как важно для человека родиться снова («родиться свыше» — прим. пер.) для того, чтобы войти в Царствие Божие. Ничего не говорится о том, сколько раз или как часто человек должен вновь рождаться, чтобы очиститься от грехов и обрести такую чистоту, которая позволит ему войти в царствие небесное. Однако в восьмом стихе этой главы говорится, что дух или душа человека приходит и уходит как ветер, и невозможно сказать, как часто или куда и как он уходит и приходит («Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким рожденным от Духа», Иоанн 3:8, — прим. пер.) Это является аллегорическим изображением воплощения и перевоплощения души и всего процесса очищения и искупления грехов.

Другой яркий пример реинкарнации можно найти в девятой главе Евангелия от Марка. Начиная с одиннадцатого стиха, мы находим Иисуса опять доверительно обсуждающего с учениками важнейшие доктрины бытия. Ученики задают свои обычные вопросы, а Иисус отвечает в своей характерной манере. Они спрашивают его, почему книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде. Иисус отвечает, правда, Илия должен придти прежде и устроить все, но, добавляет он, Илия пришел. Вопрос о пришествии Илии относится к его перевоплощению и к его новому приходу.

В двенадцатом стихе семнадцатой главы Евангелия от Матфея ответ, который дает Иисус, слегка изменен, и в нем сообщается, что, хотя Илия вновь, как и ожидалось, пришел, но «не узнали его» и поэтому не поверили ему и отнеслись к нему неправильно. Во всех местах, где упоминается Илия, в четырех Евангелиях мы обнаруживаем, что воплощение Илии ожидалось. Нигде в Писании Иисус не поправляет своих учеников за выражение этой мысли, более того, он дает ответы на их вопросы и замечания в полном соответствии с известными принципами реинкарнации.

В другом отрывке, касающимся воплощения Илии, мы находим убедительное подтверждение наличия в Священном Писании доктрины реинкарнации. Я имею в виду знаменательное событие, описанное Матфеем, Марком и Лукой. В шестнадцатой главе Евангелия от Матфея мы находим, что, когда ученики были вновь наедине с Иисусом, он заговорил об отношении людей к его деятельности и предназначению. Он знал, что они ожидали воплощения Илии, и что каждый великий аватар или сын Бога считался воплощенным сыном, имеющим божественное предназначение. Поэтому он размышлял о том, за кого из ожидаемых воплощений святых людей народ его принимает. Итак, он обратился к ученикам и спросил: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?». Иными словами, он сказал им: «Теперь, когда обо мне говорят и толкуют как о Мессии, кем, они полагают, я являюсь, в то время как я, сын человеческий, совершаю, так называемые, чудеса и распространяю это новое учение? Говоря обо мне и обсуждая меня, за кого они меня в действительности принимают?»

Этот вопрос не может иметь отношение ни к чему иному, как только к обычному обсуждению вопроса о воплощении и реинкарнации. Народ полагал, что он был сыном человеческим, и что Иосиф был его отцом или принял Иисуса как сына, и в среде простого народа вопрос о том, кем был Иисус в физическом отношении или по наследственной линии не стоял. Более того, Иисуса никогда бы и не волновали такие проблемы, и он никогда бы и не задал бессмысленный вопрос: «Чьим, народ считает, сыном я являюсь?»

Обратимся к ответу, который дан в четырнадцатом стихе. «Они (ученики) сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков». Обратите внимание, что ответы учеников относятся к лицам, воплощение которых предвещалось, и приход которых народ ожидал и связывал с инкарнацией пророков и вождей. Весь ответ является выражением их веры в воплощение и отражает общую веру в реинкарнацию.

В данном случае у Иисуса была возможность отчитать или поправить своих учеников за высказывание положений, связанных с реинкарнацией. Но он этого не сделал. Похоже, что он был согласен с их взглядами, как и во всех других случаях, когда в его присутствии поднимались вопросы, касающиеся реинкарнации. Сам ответ выражает приятие их суждений и принципов, имеющих отношение к данной теме, поскольку он, повернувшись к ученикам, сказал: «А вы за кого почитаете Меня?» Иными словами, он спросил их, после того, как они связали свою жизнь с ним и изучили его доктрины, были посвящены в секреты его миссии и предназначения в жизни, кем, по их мнению, он является? Именно здесь Симон Петр, отвечая, произнес известные слова: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго».

Иисус принял этот ответ и наказал своим ученикам сохранять его божественное происхождение в секрете, а простой народ пусть воспринимает его как одного из великих предшественников, как он того и желает. Такой же эпизод изложен практически в тех же словах в восьмой главе в Евангелии от Марка и в девятой главе Евангелия от Луки. Тот факт, что одно и то же событие описывается одними и теми же словами, выражает одни и те же мысли у трех евангелистов свидетельствует о том, что это не мелкий эпизод, и что здесь «случайным сочетанием слов» при формулировании этих мыслей нельзя объяснить включение этих принципов.

Еще одно свидетельство всеобщей веры в перевоплощение мы находим в другом интересном эпизоде в девятой главе Евангелия от Луки, начиная с седьмого стиха. Здесь рассказывается о том, как Ирод, услышав о чудесах, которые творил Иисус, был озадачен, поскольку многие полагали, что этот новый учитель был никем иным, как воплощением Иоанна, другие же считали, что это Илия или один из древних пророков вновь пришедших на землю, чтобы прожить следующую жизнь в инкарнационной цепи. Естественно, когда правители страны и народ в целом придерживаются подобных верований, когда они обсуждаются с Иисусом и он их не оспаривает и отвечает на вопросы с доброжелательным пониманием верований в перевоплощение, то мы не можем полагать, что эти доктрины не были известны или что их считали новыми во времена Иисуса.

Если принять вышеуказанные выдержки в качестве типичных, мы обнаруживаем, что ни в одном из высказываний Иисуса, содержащихся в Библии, не имеется каких-либо замечаний с его стороны, которые были бы несовместимы с верой в доктрину реинкарнации или каких-либо заключений о том, что человек рождается только один раз, или что после перехода он никогда уже больше не возвращается на землю. В то же время множество высказываний говорят о том, что Иисус и его ученики верили в воплощение на земле. Таким образом, мы вынуждены признать, что те, кто возражает против доктрины реинкарнации по причине ее несовместимости с христианским учением, введены в заблуждение проповедями современных христианских богословов, которые не в состоянии подкрепить свои заявления авторитетом того, о чем говорил Иисус.

Возвращаясь к эпизоду, где ученики спрашивают Иисуса: «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?», мы хотели бы привлечь ваше внимание к тому, что среди иудеев считалось вполне очевидным, что грехи, совершенные в предыдущей инкарнации повлекут определенное наказание в этой жизни. Позвольте мне вновь привести выдержку из доктрины иудаизма того времени: «Если истинно благочестивый человек страдает, то лишь исключительно вследствие грехов, совершенных в предыдущей инкарнации, это форма очищения за греховные дела в предыдущей жизни». Эта цитата взята из работ известного раввина, которого я уже цитировал в этой книге. Именно этот вопрос вызвал интерес у учеников Иисуса.

Для убежденного христианина, конечно же, нет оснований полагать, что доктрина реинкарнации в том виде, как она изложена в этой книге, несовместима с основополагающими принципами истинного христианства и противоречит тому, чему учил Иисус или во что верили его ученики. В вышеприведенных выдержках мы находим достаточно доказательств того, что Иисус и апостолы принимали доктрину реинкарнации.

Если последующие христианские секты или современная христианская церковь изменили изначальное учение Иисуса или же приняли новые доктрины, которые противоречат тем, которых придерживался Иисус, то это не значит, что истинный христианин должен чувствовать себя обязанным принимать их просто потому, что они одобрены современными авторитетами церкви. По этой причине многие современные течения в христианстве и христианские теологи приняли доктрину реинкарнации и публично заявили, что эта доктрина представляет единственное справедливое и разумное объяснение универсальных законов бытия.

Доктрина реинкарнации в том виде, как она изложена в этой книге, не отрицает понятий искупления грехов, спасения и осуждения за грехи, и не отвергает каких-либо положений учения Иисуса или тех принципов, которые составляют основу христианской веры. Тем благочестивых христианам, которые честно и терпеливо изучат основы христианства в искреннем стремлении понять религию лучше, эта доктрина окажет неоценимую помощь в познании жизни. Фанатичные и суеверные просто закроют глаза на сказанное в этой главе моей книги и попытаются по-другому объяснить те выдержки, которые я привел, полагая, что там сокрыты иные мысли и идеи, которых мы не понимаем. Поэтому я не буду предпринимать дальнейших попыток доказать, что доктрина реинкарнации совместима с вероучением Иисуса. Мудрые и непредвзятые читатели будут удовлетворены, иных разумными доводами убедить невозможно.


Top