Души животных и «нерождённых»

ОБИТЕЛИ ДУШИ
КОСМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
(ПЕРЕВОД С АНГЛИЙСКОГО)

Доктор Харвей Спенсер Льюис
1930

Перевод Игоря Юдина. 2003 год.

Содержание


Глава 16
Души животных и «нерождённых»

Часто задается вопрос, имеют ли животные, стоящие ниже по уровню развития, чем человек, душу, и что происходит с этой душой после перехода. Этот вопрос снова невольно подводит нас к тому, что каждое животное имеет конкретную, определенную душу, которая, несомненно, соотносится со всеми другими душами вселенной.

Мы не можем познать так называемую душу животного в той мере, в какой мы познали душу человека по очевидным причинам, но мы знаем, что для всего животного царства, точно так же, как и для людей, во вселенной существует субстанция Сверхдуши. Эта универсальная духовная субстанция пронизывает тела всех живых[ существ животного мира. Кстати, мы можем добавить, что также существует универсальная духовная субстанция и для животного и минерального царства.

Несомненно, индивидуальность или характер как элемент животной души проходит через этапы эволюции или развитие, как и душа человека. Под этим я подразумеваю, что, например, духовные начала собаки будут эволюционировать и прогрессировать от воплощения к воплощению, пока она не превратится в хорошо обученную и весьма интеллектуально развитое существо. Иными словами, духовная индивидуальность фокстерьера будет в соответствующее время воплощаться в тела фокстерьеров и таким образом развивать интеллектуальные начала. Духовная сущность фокстерьера будет продолжать инкарнировать в тела фокстерьеров, пока не достигнет определенного уровня совершенства и затем начнет новый цикл воплощений в тело более совершенного и более развитого животного.

Рассматривая цикл с этой точки зрения, можно сказать, что духовные индивидуальности, их качества, принадлежащие животному миру, проходят цепь инкарнаций в рамках одного вида животных (в теософии — коллективная душа, прим. пер.), а затем начинают новый цикл на более высокой ступени интеллектуального развития животного мира. Изучение интеллекта животных, проводимое специалистами, показало, что в животном царстве наблюдается прогрессирующее движение в состоянии интеллекта. Некоторые специалисты считают лошадь наиболее развитым в интеллектуальном отношении животным; другие считают собаку самым развитым животным. Слон также высоко котируется по этой шкале развития. Однако пока не предпринимались никакие попытки провести надлежащую классификацию различных видов животных с этой точки зрения, и этот вопрос еще не привлек внимания и не стал предметом серьезного изучения, которого он, несомненно, заслуживает.

Теоретически можно сказать, что душа животного начинает свой первый цикл земных воплощений среди представителей низших, мельчайших и наипростейших видов. Размеры животного не могут являться фактором для определения его интеллектуального развития. Известно, например, что среди насекомых пчелы и муравьи демонстрируют почти одинаковый уровень развития интеллекта, хотя у них существует значительное различие в размерах тела, Существует много животных гораздо меньших самых больших змей, которые демонстрируют интеллект, превосходящий интеллект змей, и способности, позволяющие им перехитрить змей при столкновении интеллектов. Носорог, обладающий огромным телом, не имеет даже и зачатков того интеллекта, который имеют многие небольшие по размерам животные.

Общение с человеком, несомненно, является одним из факторов, который способствует постепенному развитию видовых качеств и духовной сущности животных. Является ли развитие интеллекта таких животных результатом специальной дрессировки, которую они получают у людей, или законами Природы определено, что некоторые животные должны быть более развитыми, чтобы более эффективно служить человеку, все ещё остается вопросом, который должен быть решен с помощью глубокого изучения.

Например, исследователи, посвятившие такому изучению годы, все ещё не пришли к заключению, общение ли слона в Индии и других странах с человеком, который научил его работать весьма эффективно и быть полезным в самых необычных ситуациях, является результатом высокого уровня его интеллектуального развития, или же в соответствии с космической концепцией духовная индивидуальность слона была наделена высоким уровнем интеллекта с тем, чтобы слон мог приносить пользу человеку. Последнее суждение, вероятно, является наиболее рациональным, и оно не принижает той роли, которую играет человек в развитии интеллекта слона. Возможно, для слона предопределено служить человеку и с рождения иметь высокий уровень интеллектуального развития, и, чтобы выполнять своё особое предназначение, ему был дан этот высокий интеллект и затем развит через обучение и общение с людьми.

Что касается особенностей анатомии и физиологических данных определенных животных, то мы знаем, что они были подготовлены в космическом отношении и соответствующим образом развиты, чтобы служить конкретным целям в общей схеме и отвечать определенным условиям. Например, верблюд наилучшим образом приспособлен к жизни в пустыне, где существует нехватка воды, и необходимо противостоять песчаным бурями и другими неблагоприятными условиями. Развиваются ли у животного такие качества в физиологическом отношении постепенно, или животное изначально было создано с ними, этот вопрос находится за рамками нашего исследования. Несомненно, постоянная борьба за существование в пустыне приводит к формированию с каждым новым поколением более совершенных особей, которые лучше приспособлены к таким условиям. Если это справедливо в физиологическом отношении, то весьма вероятно, что это будет справедливо и с точки зрения интеллектуального и ментального развития.

Однако идея о том, что духовная индивидуальность животного, будучи ниже по уровню развития, чем та, что имеет человек, может однажды достичь такого уровня совершенства, когда она уже будет готова войти в тело человека как духовная индивидуальность примитивного человека, является идеей, которая имеет свои истоки в древних верованиях и не подтверждается истинными данными, собранными теми, кто посвятил всю свою жизнь изучению этого вопроса (данный вопрос освящен в Тайной Доктрине Е.П. Блаватской, — прим. пер.).

Да, действительно, физическое тело человека с анатомической и физиологической точки зрения прошло много этапов в своем материальном развитии. Нет сомнений в том, что ранние представители примитивного человека были грубее, проще, и их тела не были столь развиты, как у современного человека. Существует масса доказательств того, что физическое тело человека постепенно эволюционировало от внешне похожего на тело животного до современного развитого состояния. Однако, несмотря на то, что мы можем проследить ход развития физического тела человека в обратном направлении до тех времен, когда руки у него были длиннее, ноги крепче, череп меньше, мозг менее развит, ноздри шире, уши больше и мускулы крепче, нет оснований полагать, что можно и далее продолжать эту линию развития в обратном направлении до той точки, где его тело уже не является телом человека, а исключительно телом животного. Иными словами, тот факт, что примитивный человек был в той или иной мере похож на животное, не служит доказательством предположения, что были более ранние периоды в его развитии, когда человек был шимпанзе, гориллой или каким-либо другим животным.

Человек как конкретный вид был создан в то же самое время, что и другие виды животных. Несмотря на тот факт, что на каком-то этапе эволюции человека его тело в гораздо большей степени, чем в настоящее время, было похоже на тело животного, он в то же время стоял гораздо выше по сравнению с другими видами животного царства, и, несомненно, представлял собой наивысшую форму творении в животном мире и обладал определенными особенностями, физиологическими качествами, а также духовными свойствами, которые делали его богоподобным существом, стоящим значительно выше всех других существ.

Окружающая среда и образ жизни в определенной степени способствовали физиологическим изменениям, произошедшим в его теле, однако развитие его умственных способностей и духовных качеств от воплощения к воплощению являются причинами тех видоизменений, которые он произвел в окружающей среде. Индивидуальность души человека всегда стремилась достичь высот развития и совершенства и всегда хранила в себе идеал космического просветления и конечного единения с Богом. Это стремление само по себе постепенно поднимало человека к жизни в лучших условиях, которые он сам и создавал для себя, и хотя улучшаемые условия жизни оказывали влияние на его физическое развитие, фактом является то, что человек творил окружающую среду, а не среда — человека (не бытие определяет сознание человека, а сознание — бытие, — прим. пер.).

Ношение обуви оказало значительное влияние на формирование ноги человека и, несомненно, окажет еще большее воздействие в будущем, поскольку физическое тело постепенно будет приспосабливаться к создаваемым для него условиям. Однако ведь именно человек создал обувь и поэтому сам является причиной того воздействия, которое оказывает на него обувь. То же самое можно сказать о многих других вещах, которые окружают человека в его жизни. Однако наибольшее воздействие на физическое строение человека оказывается в результате развития его интеллекта и внутренней духовной индивидуальности.

Что происходит с духовной сущностью наиболее развитых животных, мы сказать не можем. Если мы отвергнем суждение о том, что высоко развитая духовная индивидуальность животного может однажды войти в тело примитивного человека и начать свое развитие как индивидуальность человека, то мы лишаем себя объяснения или понимания дальнейшего развития или предназначения духовной индивидуальности животного.

Сентиментальный подход, конечно, заставляет многих полагать, что душа домашнего животного, особенно собаки с высоко развитым интеллектом, который демонстрирует способности понимать мысли человека, может однажды стать простейшей сущностью человеческой души.

Возьмем в качестве примера высоко развитую собаку капитана Бирда, которая сопровождала его во время экспедиции к Южному полюсу. Эта собака, которая всегда была лидером среди собак первой упряжки в предыдущих экспедициях Бирда в мало изученные районы, продемонстрировала высокий уровень интеллекта, понимания человека и интуиции. Когда собака поранилась, и все же продолжая бороться с бурями Южного полюса, надорвала сердце и не могла уже больше тянуть сани, её пришлось застрелить и похоронить во льдах этого пустынного края. В результате ранения она умерла бы от голода или погибла бы от холода, а это привело бы к переживаниям, которые никто не хотел испытать.

Что же произойдет с высокоразвитой духовной сущностью и индивидуальностью собаки? Люди, которые её любили, хотели бы считать, что она вновь родится и достигнет более высокого уровня развития. Это возможно, но ничто не подкрепляет наше предположение, что развитие этой духовной сущности будет продолжено в теле даже самого примитивного человека.

Все, что нам известно о душе человека, указывает на то, что она — часть божественной вселенской Сверхдуши, которая есть божественное сознание и божественная сущность, и что это сознание и творческая мощь были порождены во вселенной Богом, который пребывает как свое отражение в конкретном представителе животного царства, который называется человеком. Эта божественная Сверхдуша, которая пронизывает духовную сущность и индивидуальность человека по всей вселенной, должна пребывать в неизменном виде, с тех пор, как Бог создал человечество. К ней ничего не прибавляется, и от неё ничто не отнимается в ходе эволюционных процессов, которые протекают и на более низких уровнях развертывания природы.

Другим интересным вопросом, касающимся души человека, является положение духовной сущности или индивидуальности, которой предопределено войти в тело человека при его рождении, но которая не может этого сделать в связи с нежизнеспособностью тела. Часто спрашивают, что происходит, когда тело рождается безжизненным, или когда эмбрион не достигает необходимого уровня развития.

Необходимо отметить, что духовная сущность или индивидуальность начинает функционировать в теле человека только после того, как жизненная сила с первым вздохом входит в человека. Известно, что душа, которая должна войти в еще не рожденное тело витает вокруг будущей матери и обволакивает в течение некоторого времени пред рождением как мать, так и плод. Несомненно, эта духовная субстанция пронизывает каждую клетку как матери, так и плода, но душа не будет функционировать в теле младенца, пока ребенок не начнет дышать и не станет конкретным существом с физиологической и психологической точки зрения. Во всех мистических священных писаниях прошлого мы обнаруживаем идею, которая в Бытии Библии выражена просто и определенно. Тело человека создается из праха — земных элементов, но не становится душою живою, пока в ноздри или в тело человека не вдыхается жизнь, после чего человек обретает сознание и все свои функции.

Таким образом, душа, изошедшая из Вселенской Души (the Cosmic) к еще не рожденному ребенку, обволакивает как мать, так и тело ребенка в ожидании рождения. Если ребенок рождается безжизненным и не дышит, если он рождается недоношенным без признаков жизни или если плод был поврежден на ранней стадии эмбрионального развития, то душа не может войти в тело с функциональной точки зрения. Сразу же после отделения тела ребенка от матери, когда уже отсутствует связующая жизненная сила, и тело совершенно безжизненно, духовная индивидуальность и её жизненная сила возвращаются ко Вселенской Душе, из которой она изошла. Инкарнация и земная жизнь новорожденного не состоялись.

Как это отражается на сущности души, не известно, и высказываемая точка зрения будет не более, чем предположением. Если новорожденный делает несколько вздохов или его органы в течение некоторого времени, пусть даже часа или двух, выполняют свои функции, душа входит в тело и начинает земное существование. Если затем следует переход, то он протекает так же, как и при окончании земной жизни любого человека. Это все, что можно сказать по этому вопросу, прибегая к конкретным знаниям.

Представления о том, что уничтожение или повреждение плода неродившегося ребенка наносит рану душе, имеют чисто сентиментальный характер с элементом вполне объяснимого благоговейного отношения к этому вопросу. Вне сомнения, уничтожение тела человека или его эмбриона на любом этапе от зачатия до зрелого возраста является грехом, поскольку это грех по отношению к законам природы, а посему и грех по отношению к Божественному замыслу. Но ошибочно полагать, что уничтожение или повреждение плода может оказать воздействие на душу ребенка, поскольку даже после его рождения никакой несчастный случай или ранение тела человека не может повредить или причинить вред божественной, бессмертной сущности и сознанию души.


Top