Индивидуальность души

ОБИТЕЛИ ДУШИ
КОСМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
(ПЕРЕВОД С АНГЛИЙСКОГО)

Доктор Харвей Спенсер Льюис
1930

Перевод Игоря Юдина. 2003 год.

Содержание


Глава 6
Индивидуальность души

В предыдущей главе мы узнали, что одна из целей воплощения души в физическое тело заключается в том, чтобы способствовать формированию характера (character) и индивидуальности (personality). Это подводит нас к рассмотрению вопроса о том, что понимать под характером и что под индивидуальностью.

Мы показали, что как древние, так и современные религии и философские системы признают, что в результате вхождения души в физическое тело на земле появляется «живая душа». Но мы воспринимаем друг друга не как живые души, а как определенные индивидуумы с их личными качествами, каждая из которых во многих отношениях весьма отличается от другой и имеет нечто общее с другими только в самом широком смысле.

Посему нам следует определить, что собой представляет индивидуальность человека. В личностных качествах обычно выражаются этические и моральные нормы, которых придерживается каждый индивидуум. Личностные качества, как и вся личность, не только постоянно изменяются во многих отношениях, но и представляют собой такое сочетание характеристик физической сущности человека, которое может быть изменено или исправлено волевым усилием. Мы преобразуем, формируем и развиваем свои личностные качества через размышления о том, что нас интересует, через нормы, которых мы придерживаемся, через поступки, которые мы совершаем.

Банкир как индивидуум является банкиром только потому, что такова его профессия или сфера деятельности. Классификация человека как банкира больше имеет отношение к его личности и, возможно, к его чертам характера, чем к нему, как индивидуальности. Слесарь также определяется таковым по его профессии или виду деятельности. Некоторые черты его характера могут входить как составная часть при применении такой классификации, но его индивидуальность может оказаться совершенно неизвестной даже для тех, кто нанял его конкретно в качестве слесаря. Художник не обязательно обладает какими-либо внешними признаками, которые свидетельствовали бы о том, что он художник, но в его складе характера могут быть черты, которые указывают на художественные наклонности и способности, которыми он наделен. Он может заниматься искусством, а может и нет. Тем не менее, он может быть классифицирован как художник, хотя у нас недостаточно знаний о его индивидуальности.

Индивидуальность и личность могут настолько разниться, что мы можем ошибиться в наших оценках. Мы можем знать какого-либо человека как банковского служащего, по тем деловым операциям, которые мы через него совершаем. Он может работать в банке, где мы с ним общаемся в течение многих лет, и одно лишь упоминание о нем вызывает в нашем сознании ассоциацию — «банковский служащий». Его привычки, манера одеваться, то, как он ведет деловые переговоры выявляют в нем человека, классифицируемого как «служащего банка». Но однажды вечером мы можем увидеть, как у себя дома он играет на скрипке или пианино настолько профессионально, что мы неожиданно обнаруживаем, что по характеру он также и музыкант. Особенности личности, куда входит манера одеваться и поведение, продолжают свидетельствовать, что по профессии он банковский служащий, но мы обнаруживаем, что по вечерам он отбрасывает эти характерные для рабочего времени черты своей личности и становится музыкантом. И мы все равно так ничего можем и не знать о его истинной индивидуальности. Летом мы можем встретить его в загородном доме и обнаружить, что он весьма искусно и с удовольствием работает на приусадебном участке. Его длительное увлечение, например, садоводством может сделать его специалистом в этой области, и когда мы видим его с граблями и тяпкой, это уже не та личность, которую мы видели в банковском служащем, и все же мы можем так ничего и не знать о его индивидуальности.

Уважаемый бизнесмен, занимающий ответственный пост и получивший общественное признание как ответственный работник, может быть подвергнут искушению совершить преступление, и позже мы можем обнаружить его в местах заключения отбывающим наказание. После разоблачения в совершении преступления и обнаружения, что такие качества этого бизнесмена, как честность, надежность и искренность, ложны, он предстает перед нами разоблаченным и обнаруживает личностные качества подобные качествам окружающих его заключенных. И из его языка и поведения мы совершенно неожиданно можем узнать, что те особенности поведения и языка, которые он демонстрировал в течение многих лет на своей работе, были просто внешней маскировкой. И теперь мы можем охарактеризовать его не как бизнесмена, а как преступника. И все же мы можем так ничего и не знать о его истинной индивидуальности.

Надеюсь, мне удалось показать вам разницу между личностными качествами и индивидуальностью. Индивидуальность, таким образом, есть внутренняя, индивидуальная природа нашего истинного «я», у которой мало общего с нашими внешними физическими и мыслительными особенностями. Вне сомнения истинная индивидуальность каждой личности осознано или неосознанно влияет на привычки и поведенческие наклонности физического «я». Однако, несомненно и то, что все внешние особенности не являются точным отражением существа внутренней индивидуальности.

В ментальном отношении индивидуальность представляет собой то, во что мы в действительности верим, то, что мы действительно знаем и то, что стало нашим позитивным убеждением в ходе размышлений и приобретения опыта. В духовном отношении внутреннее «я» — это то, что тесно связано с нашими глубокими эмоциями и с нашим безмолвным, личным, космическим и духовным опытом. В моральном отношении наша индивидуальность представляет собой те вещи, которые мы тайно приняли для себя в качестве неизменных жизненных принципов или правил. В поведенческом плане истинная (внутренняя) индивидуальность оказывает на нас влияние через наши пристрастия, привычки и особенности поведения, которые мы постепенно приобрели и которые настолько укоренились, что мы почти их не ощущаем, и находим весьма сложным изменить их или улучшить.

Таким образом, кратко можно сказать, что индивидуальность представляет собой внутреннее «я» или «я», которое формируется внутренним сознанием и внутренним человеком. В противоположность этому личностные качества или личность соответствует внешнему «я» или тому, что представляет собой физическое сознание разума.

Изучение индивидуальности человека специалистами психологии и психиатрии за последние несколько сотен лет показало, что она формируется постепенно под воздействием внешних и внутренних условий. Некоторые специалисты в области психологии называют внутреннюю индивидуальность «я» подсознания или самосознающим «я». Однако, в соответствии с правильной классификацией, её следует назвать истинной индивидуальностью. Совершенно верно, что мы наследуем некоторые элементы нашей личности, и, несомненно, что большинство элементов нашей личности мы также получаем в результате внешних и внутренних воздействий (в теософии индивидуальность — высшее «я» человека, которое перевоплощается и облекается в одну личность за другой; оно божественно, и бессмертно; личность — личное «я», все характерные черты и воспоминания одной физической жизни, — прим. пер.).

Под внешними воздействиями я подразумеваю побуждения, вдохновения, идеи и импульсы, которые формируют наши взгляды в результате духовных или космических контактов или через передачу идей и принципов внутреннему сознанию от внешнего сознания. Некоторые направления исследований, некоторые картины, музыкальные произведения и жизненный опыт способствует формированию взглядов, принципов и убеждений в нашем внешнем сознании, которые вследствие того, что они соответствуют нашему пониманию или приемлемы для нашей индивидуальности, им воспринимаются в качестве элементов дальнейшего совершенствования. Жизненный опыт, который мы приобретаем с помощью неоценимых уроков и который придает нашему внешнему сознанию уверенность в истинности какого-либо закона или принципа, принимаемого нами как универсальный по своей сущности и полезный для нашего продвижения, становится для внутренней индивидуальности правилами и законами.

Печаль, боль, страдания и чувство симпатии по отношению к тем, кто страдает, смягчает определенную черствость, проявляющуюся в нашей натуре, и придает внутренней индивидуальности некоторые характерные черты, где они закрепляются как дополнительные элементы внутреннего «я». Медитации, молитвы, духовная визуализация и подобные практики, обращенные к внутреннему «я», постоянно добавляют новые элементы к развивающейся индивидуальности. Таким образом, индивидуальность как внутреннее «я», постепенно продвигаясь к совершенству, достигает такого уровня, которого у нее не было, когда она входила в физическое тело.

Поскольку уроки, усвоенные внутренним «я», носят весьма личный характер, и по причине скрытого характера принципов и качеств, содержащихся во внутренним «я», истинная индивидуальность человека известна только тем, кто знает его наиболее близко, и обнаруживается она только при наличии длительных и тесных взаимоотношений.

В результате длительного изучения индивидуальности человека было также обнаружено, что у внутреннего «я» наблюдается тенденция постоянно формировать индивидуальность в направлении более высокого, а не более низкого уровня совершенства. Независимо от того, как живет внешний человек, и насколько низки его моральные и этические нормы, как это имеет место с неисправимым преступником, который полон бесстыдства и наглости, истинная внутренняя индивидуальность при саморазвитии обычно склонна продвигаться в направлении более высокого уровня совершенства.

Очевидным фактом, подтверждаемым даже поведением закоренелых преступников, является то, что внутреннее «я», имея самые высокие идеалы и более совершенные нормы, оспаривает и подвергает разбору действия внешнего «я». В результате рано или поздно большинство преступников начинают мучиться от внутреннего беспокойства, и чувство раскаяния начинает преследовать их. Это состояние крепнет под воздействием того, что иногда называют совестью, но что на самом деле является голосом внутреннего «я» или индивидуальности, выступающей против поступков внешнего «я». В последние годы психологи нашли способы воздействия с целью вывода из временного заточения внутреннюю индивидуальность многих людей в такой степени, что было получено правильное представление об истинном «я», и наилучшим устремлениям внутреннего «я» предоставлены возможности для контроля за внешним «я».

Причина восходящего направления в развитии внутренней индивидуальности заключается, прежде всего, в том, что она непосредственно связана с Космическим Сознанием в человеке и с теми каналами или средствами предоставления знаний, которые постоянно оповещают «я» о том, что правильно, что справедливо и что милосердно. Во-вторых, внешнее «я» человека может обмануть других временным изменением или маскировкой своей истинной сущности, но внешнее «я» не может обмануть внутреннее «я» человека. И поэтому человек во время индивидуальных медитаций и размышлений осознает, что правильно и что неверно, и не обманывается ложными соображениями со стороны своего физического сознания. Таким образом, внутренне человек стремится к более высокому уровню мышления и самосовершенствованию через личное осмысление истинной сути событий жизни, в то время, как внешне он может и не выявлять приверженность установленным таким образом требованиям.


Top