Совокупность личностей

ОБИТЕЛИ ДУШИ
КОСМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
(ПЕРЕВОД С АНГЛИЙСКОГО)

Доктор Харвей Спенсер Льюис
1930

Перевод Игоря Юдина. 2003 год.

Содержание


Глава 10
Совокупность личностей

Из того, что было сказано на предыдущих страницах, следует, что, поскольку в каждой земной инкарнации в человеке в ходе эволюции формируется измененная личность, эти личности, как атрибуты души выражаются в каждом человеке как совокупность личностей предшествующей эволюции.

Иными словами, если душа при вхождении в физическое тело при рождении привносит с собой признаки личности или личностей, которые сохранились в ней от предыдущих инкарнаций, то каждый из нас в настоящее время обладает их совокупностью, а не одной личностью (В теософии индивидуальность — это высшее эго человека, которое бессмертно и божественно, оно перевоплощается и облекается в одну личность за другой; личность охватывает все характерные черты и воспоминания одной физической жизни. Автор не проводит четкой грани между индивидуальностью (individuality) и личностью (personality) в теософском понимании этих терминов, хотя сама трактовка закона реинкарнации идентична теософской. Прим. пер.).

Истина заключается в том, что каждый из нас в ходе инкарнации вырабатывает только одну личность, именно ту, которая формируется в этот период; но эта эволюционирующая личность, несомненно, представляет собой совокупность важнейших элементов предыдущих личностей, которые являются атрибутами души. Именно здесь лежит единственное логическое объяснение обычным проявлениям комплексов, которые психоаналитики и психологи пытаются охарактеризовать и определить как отдельные черты и свойства характера.

В качестве гипотетического примера представим себе, что мы изучаем досье на бизнесмена, ему сорок пять лет, он вышел из семьи со средним достатком и имеет средний уровень развития. Представим себе, что он учился только в средней школе и не имеет специального высшего образования. После того, как он пришел в мир бизнеса и проработал на нескольких должностях, он получил место на фирме, где трудолюбие, способности, преданность и искренность помогли ему продвигаться по служебной лестнице, и в возрасте сорока пяти лет он получил должность главного менеджера. Сейчас он женат, имеет двух детей, у него прекрасный дом, хороший доход, развитый ум, он много путешествовал и много читал, а культурное развитие и хорошее социальное положение обеспечивают ему счастливую и спокойную жизнь.

Давайте также представим, что по нашему досье он придерживается умеренных религиозных взглядов, поддерживает гуманитарную и религиозную деятельность церкви, увлекается спортом на открытом воздухе, консервативен, привержен своим привычкам и стилю общения, последователен и логичен в суждениях, мыслях и поведении и имеет одно — два хобби. В целом он не представляет собой предмет особого внимания для психоаналитика, но также не следует его игнорировать как вообще не имеющего каких-либо комплексов. Другими словами, он обычный преуспевающий бизнесмен, личность и характер которого, видимо, оформились в результате богатого опыта, и жизнь которого не подвержена влияниям преходящих сиюминутных волнений. Однако он продемонстрировал удивительные способности в некоторых областях и придерживается определенных взглядов, которые ничто не может изменит или поколебать. Для своих близких друзей он личность, которая достаточно ярка, чтобы ее узнавали и выделяли, однако в его личности есть черты, которые кажутся инородными или, по крайней мере, неожиданными.

С точки зрения тех, кто не верит в реинкарнацию, характер и личность этого человека представляются как следствие его образования, навыков и опыта прошедших сорока пяти лет только данной инкарнации. Иными словами, его настоящей личностью является только та, которая сформировалась в этой инкарнации.

Согласно другой точки зрения, эта личность является сочетанием, совокупностью основополагающих и важнейших элементов его характера и личности, выработанных в ходе всех его предыдущих инкарнаций. Иными словами, мы узнаем, что в своей предыдущей инкарнации этот человек был военным, поскольку большая часть его жизни была посвящена военной подготовке и службе в армии. Он также усвоил несколько жизненных уроков, связанных с тем, что он был разлучен с семьёй, что заработок его был недостаточен, чтобы наслаждаться прелестями жизни, и т.п.

Мы также узнаем, что в инкарнации, предшествовавшей той, где он был военным, он в основном был врачом или человеком, который посвятил себя изучению болезней и поиску методов их лечения и облегчения физических страданий, и что в результате этого изучения и опыта он усвоил множество важных жизненных уроков, которые до завершения той инкарнации оставили неизгладимые следы в его памяти и стали составными элементами его личности.

Затем мы узнаем, что в инкарнации, предшествовавшей инкарнации, где он был врачом, он был провинциальным земледельцем в одной из стран Средиземноморья. В этом качестве, приобретая опыт, он усвоил множество жизненных уроков, особенно связанных с сельским хозяйством, с бережливым отношением к небольшим суммам денег, с важностью трудолюбия и осмотрительности, с возможностью потерь и с важностью накоплений, а также с неудобствами, связанными с нехваткой образования, и отсутствием возможности для интеллектуального развития и повышения уровня практических навыков.

Не углубляясь дальше в возможные инкарнации, предшествовавшие перечисленным, мы теперь понимаем, что из каждой инкарнации этот человек выносил в своей душе и индивидуальности конкретные усвоенные уроки или хорошо усвоенный опыт, который в настоящее время образует основу или важнейшие элементы его характера и личности. Если мы посмотрим на эти важные уроки каждой инкарнации как на правила и нормы жизни, записанные в реестр как непреходящие законы, посредством которых он сам собою управляет, мы обнаружим, что, проходя через инкарнации, регистрируемые в реестре его индивидуальности, он также добавляет новые нормы, правила, убеждения, то есть новые элементы личности.

Когда он завершил жизнь земледельца и после реинкарнации стал врачом, он вошел в новую жизнь, имея существенный опыт, который он приобрел, будучи земледельцем, и который сохранился в его внутренней сущности хотя и скрытно, но неизгладимо. Когда прошло детство, и он начал учиться на врача, эти глубоко скрытые черты его предыдущей личности незаметно выявились как контролирующие и направляющие элементы или более сильные качества, проявившиеся в ситуациях повседневной жизни. Возможно, будучи врачом, он часто удивлялся своей внутренней тягой к сельскому хозяйству. Возможно, он также часто удивлялся таким своим глубоко укоренившимся чертам как бережливость, экономность, консерватизм в расходах. Несомненно, у него не было воспоминаний того, как он обрел эти качества в предыдущей жизни. По мере усвоения новых уроков, когда он работал врачом, вырабатывались новые правила и приобретались новые черты личности, а грубые и безыскусные черты, свойственные жизни земледельца, исчезали, и при завершении инкарнации в качестве врача его личность представляла собой совокупность основных особенностей, присущих как земледельцу, так и врачу.

Когда в следующей инкарнации он вошел в мир как военный, возможно, в молодые годы он обнаружил, что проявляет интерес к изучению человеческого тела, строения органов и их функционирования. В то же время у него может проявиться осознание того, что необходимо делать в экстренных случаях или при происшествиях, или когда он или кто-либо еще испытывает нестерпимую боль. Наряду с этим у него может проявляться стремление выезжать за город, поближе к садам, пшеничным полям или виноградникам или туда, где трудятся фермеры. Он может почувствовать желание получить некоторые сведения об экстрактах растений, о химии, и, возможно, о нем будут говорить как о молодом человеке странным по натуре и со странными пристрастиями в науках. Но после того, как он молодым человеком поступил на службу в армию и у него появился интерес к военной службе и армейским порядкам, в его характере и личности развились новые черты. И когда вновь пришло время для перехода, многие новые уроки жизни были усвоены и стали нормами и свойствами его индивидуальности.

Поэтому мы обнаруживаем, что, когда этот человек входит в свою настоящую инкарнацию, его неразвитая личность представляет собой всего лишь глубоко заложенные и находящиеся в спящем состоянии элементы личностей прошлого. Если бы существовал способ проанализировать и изучить эту присущую ему неразвитую личность, когда он был мальчиком двенадцати лет или даже моложе, мы бы обнаружили, что в его душе эта личность похожа на незаконченную книгу, на страницах которой написаны определенные положения и принципы, которые лягут в основу его настоящей личности.

Мы бы обнаружили такие качества, как любовь к сельской местности, восхищение процессами, протекающими в природе, предрасположенность к бережливости и экономии, навыки по выращиванию и уходу за растениями, стремление к знаниям и к знакомству с современными достижениями, интерес к химии и ботанике, симпатию к тем, кто страдает, сочетающуюся с естественным знанием, как облегчить эти страдания, стремление вести здоровый образ жизни, чтобы избежать заболеваний и, кроме того, унаследованную любовь к родине и глубокое чувство патриотизма, а также инстинктивное отвращение при виде патронов, оружия и физического насилия. Из этой группы характерных особенностей, которые специалист назвал бы комплексами, в молодости постепенно начало формироваться естественное стремление заняться какой-либо конструктивной, мирной, традиционной, современной, практической деятельностью, которая не повлекла бы за собой разрушение чей-либо жизни, не была бы связана с принесением в жертву личных интересов, со сложностями в получении образования и в то же время позволяла бы выражать сочувствие и помогать тем, кто страдает.

Поняв, таким образом, каковы основные элементы его развивающейся личности, и каковы основные черты его характера, мы не удивимся, узнав, что после ряда должностей его, наконец, устроила и полностью удовлетворила работа на компании, производящей патентованные лекарственные препараты из экстракта трав, облегчающие физические боли. Иными словами, мы обнаружили, что он стал генеральным директором компании, производящей и реализующей расфасованные экстракты, которые врачи и провизоры используют для приготовления болеутоляющих лекарств. Занимаясь этим бизнесом, он обнаружил, что вошел в гармонию со своими внутренними импульсами и нашел способ выражения скрытых качеств своей личности. Он не только счастлив, выполняя эту работу, но и достиг чрезвычайно высокого уровня эффективности и компетентности.

Из изучения его прошлого нам также станет понятно, почему в настоящем воплощении ему были присущи некоторые «необычные» причуды или капризы, как их называли его друзья, и почему он старался скрыться от делового ритма города с его мишурой, шумом и суетой, стремился уехать за город и там прогуливаться в саду и в поле, наблюдая за ростом всходов и размышляя над тайнами природы. Нам также станет понятно, почему ему нравилось слушать военные марши, наблюдать за солдатами, марширующими на параде, и в то же время почему он имеет глубинное и сильное убеждение, что война — вещь жестокая и не неизбежная. И мы поймем, почему, несмотря на свой достаток, стабильные доходы и прочное финансовое положение, он все же проявляет интерес к сельскому хозяйству и продолжает покупать в больших количествах вещи первой необходимости и складывать их в кладовках своего дома, хотя в настоящее время все эти запасы можно без труда приобрести в ближайшем магазине. Эти и многие другие черты личности, которые кажутся несовместимыми с положением современного, респектабельного бизнесмена изучающим его личность были бы названы комплексами, а родственниками и друзьями воспринимались бы как специфические особенности.

Таким образом, этот гипотетический человек в настоящее время представлял бы собой совокупность предыдущих личностей. В его обычных качествах нашли бы выражение те принципы, которые стали чертами его характера в результате суровых уроков прошлого. Что касается этических норм, то он бы придерживался тех, которые, как он усвоил, были наилучшими правилами и нормами. Слабости, которые этот человек мог бы проявлять, представляли бы собой черты, которые не были изжиты при обретении опыта в прошлом, и на которые не повлияли уроки, благодаря которым выработались убеждения и сформировались принципы. Эти слабости преследовали бы его, пока в ходе обретения опыта он бы не осознал их пагубное воздействие на свою жизнь. Таким образом он бы понял, что нужно либо их изменить, либо избавиться от них с тем, чтобы к концу своей жизни эти слабости были бы преодолены или, если это будет во благо или не во вред, стали бы в будущем желательными элементами характера.

Таким же образом каждый из нас представляет собой совокупность наших предыдущих личностей. В этой жизни мы опираемся на уроки и опыт прошлого, которые находят выражение в качестве основополагающих элементов нашего настоящего характера, и в то же время, получая уроки и опыт, мы формируем новые принципы и элементы, с помощью которых мы расцвечиваем, совершенствуем, оттеняем, обедняем или обогащаем все прекрасные качества нашего характера. В этом и заключается цель реинкарнации. С помощью её законов мы получаем возможность испить чашу жизни и усвоить все её уроки. Применяя нашу собственную волю мы преодолеваем то, что представляет собой зло, избавляемся от того, что является вредными, укрепляем то, что есть добро, и таким образом совершенствуем наше эго (т.е. индивидуальность нашей инкарнационной цепи, — прим. пер.) и приближаемся к божественному сознанию и образу Бога.

Никаким иным способом человеческая индивидуальность не может развиваться и эволюционировать в течение одной жизни на земле даже продолжительностью в сто лет. Продолжительности одной жизни было бы недостаточно в качественном и во временном отношении, чтобы обеспечить развитие, эволюцию и совершенствование индивидуальности. И помимо фактора времени существуют и факторы человеческих взаимоотношений, окружающей среды, географического положения, занятости и развития цивилизации. Если бы те, кто был рожден в этом году и те, кому в настоящее время сто лет, ранее не жили и не будут жить вновь, то они не могли бы эволюционировать и развиваться в совершенную индивидуальность, обладающую универсальными знаниями и опытом, поскольку они бы не вынесли из прошлого те накопления, с помощью которых человек стал совершеннее и имеет перспективы чудесного развития в будущем.

Поэтому утверждение, что каждая душа имеет только одну земную жизнь, что она не может воспользоваться как опытом прошлого с его весьма ценными уроками, так и прекрасными уроками, которые необходимо усвоить в будущем, что она имеет отношение только к одному этапу эволюции человечества в одной стране, в данный период времени, и что все же имеет все необходимое, чтобы человек развил и усовершенствовал свой характер, является абсурдным и несостоятельным, а также и несправедливым.

Если нас, как живых существ, в последующем должны судить по степени развития и на основании достигнутого уровня совершенства нашего характера, и по решению этого суда приговорить к вечному блаженству, счастью и радости или печали, высокой награде или вечному проклятию, то представляется совершенно несправедливым, что мы можем рождаться только раз. И в этом случае мы уже опутаны и испорчены изначальными грехами наших предков и первородным грехом Адама, и по предопределению мы имеем всего лишь несколько лет, чтобы внести такие изменения в нашу жизнь и в наш характер, которые бы уничтожили все унаследованные грехи, позволили бы нам избавиться от грехов сегодняшних и приготовиться к высшему суду.

Действительно, вхождение души в физическое тело только на одну инкарнацию продолжительностью всего в несколько лет не отвечало бы никакой цели. Посему осуждение за то, что совершенство не обретено, а оно и невозможно за одну инкарнацию, представляется такой несправедливостью, которая несовместима с нашей верой в божественную добродетель, любовь и милосердие.


Top