Космическая концепция души

ОБИТЕЛИ ДУШИ
КОСМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
(ПЕРЕВОД С АНГЛИЙСКОГО)

Доктор Харвей Спенсер Льюис
1930

Перевод Игоря Юдина. 2003 год.

Содержание


Глава 5
Космическая концепция души

На Западе бытует распространенное представление о душе как о невидимой, неуловимой духовной субстанции, бессмертной по своей сущности. Считается, что эта субстанция является «дыханием жизни» или, другими словами, эфирообразным жизнедателем, эманирующим из Источника всех Источников и содержащим в себе созидательную силу или энергию Творца всего, что существует. В целом, считается, что она — нечто духовное, что одухотворяет и дает жизнь всем одушевлённым телам.

Это все, что может быть сказано определенного большинством консервативных и убежденных сторонников религиозных течений Западного мира.

Преобладающие религиозные толкования Западного мира можно разделить на две большие группы: иудаистскую и христианскую. Поэтому, давайте посмотрим, что говорят ведущие авторитеты этих двух ветвей религиозной мысли относительно души. Обратившись сначала к Энциклопедия иудаизма, мы узнаем, что в соответствии с учением Талмуда, сущность души надо толковать в соответствии с определением философа Фило (древнееврейский философ из Александрии, — прим. пер.). По данному толкованию, которое является плодом размышлений человека, душа по природе двойственна. Одна часть, называемая активной душой, образует сознание, которое вдыхается Богом в человека, а другая часть составляет животворящий дух, с помощью которого он оживляется И именно здесь коренятся различия в толковании духа и души, как двух частей единого целого, а также причины тех искажений в понимании терминов душа и дух, которые приводят многих современных богословов и проповедников к восприятию этих двух терминов как идентичных по значению синонимов. Именно в результате этих искажений в спиритуализме и в аналогичных течениях термин душа стал подменяться термином дух. Мы также обнаружили, что в Энциклопедии иудаизма в некоторых псалмах используется фраза: «Да наделит Господь зародыш духом и душой». Из других еврейских писаний, приводимых в энциклопедии, выясняется, что евреи имели верования, согласно которым все души предсуществуют и имеют качественные отличия. В соответствии с данной энциклопедией раввины не разделяют тезис предсуществования души. По их взглядам, «Все и каждая душа, которые от Адама до скончания веков, были созданы в течение шести дней творения и находились в Раю».

Для выяснения воззрений христианства обратимся к подлинным христианским доктринам, как они изложены в Католической Энциклопедии. Здесь мы читаем, что душу «можно определить как первичный, внутренний принцип, с помощью которого мы мыслим, ощущаем и применяем волю, и с помощью которого тело становится живым». В данном определении мы обнаруживаем христианское толкование, в соответствии с которым в дополнение к животворению, которое делает физическое тело живым посредством вхождения в него души, наличествует и форма сознания или разума, которая сопричастна душе и которая позволяет физическому телу видеть, мыслить, чувствовать и осознанно действовать.

Сказано о душе в этих двух энциклопедиях гораздо больше. В них есть и такие необычные суждения, которые, возможно, удивят и поразят обычного благочестивого еврея или христианина. В последующих главах этой книги будут представлены и рассмотрены эти необычные взгляды на душу в связи с теми вопросами, которые там будут подняты. В настоящий же момент нас интересует исключительно сущность души, а не ее происхождение, способы вхождения в тело или задачи, которые она решает после инкарнации.

В связи с этим заметим, что иудаизм и христианство восприняли почти универсальное воззрение всех других религиозных систем, утверждающих, что душа человека не только оживляющая эссенция божественная по своей природе, но и вместилище сознания или разума. Поэтому можно с уверенностью сказать, что универсальной концепцией души в человеческом понимании в настоящее время является признание того, что она есть жизненная сила и сознание человека. Такова точка зрения ортодоксального иудея и ортодоксального христианина в Западном мире, также как и представителя любой религиозной конфессии на Востоке. Получив эти общие данные анализа души и е` сущности, давайте обратимся теперь к тем взглядам, которые излагаются в мистицизме, и посмотрим, какова космическая концепция души.

Во-первых, мы установили, что существует вполне определенное различие между духом и душой. Духом является одухотворяющая жизненная сила или энергия, которая пронизывает всю живую материю вселенной. Здесь мы напоминаем читателю, что нет необходимости употреблять термин живую материю, поскольку вся материя живая. Существует различия между живой материей и материей, наделенной сознанием. Камни являются живой материей в том смысле, что существует жизненная сила или энергия, которая наполняет каждый кристалл и каждый атом их структуры и которая удерживает их массу в том атомическом и молекулярном порядке, который соответствует данному виду материи. Вся материя пронизана вибрациями универсальной энергии или эссенции, которая совокупно называется духом. Она присутствует в каждой клетке органов, формирующих тело человека, в каждой клетке растения и в каждом материальном предмета, нашедшем свое воплощения во вселенной. Следовательно, дух — это универсальная энергия, которая создает и обеспечивает материальное воплощение материи. С точки зрения химика или физика можно сказать, что энергия, которая формирует электрон, есть универсальный дух. Посему мы на время оставим в стороне вопросы, связанные с духом, и будем считать, что душа — нечто, существующее отдельно от духа.

В соответствии с космической концепцией душа человека и всех существ, наделенных сознанием, является частью божественного сознания, которое имеет определенные характеристики и функции. Посему его можно назвать всепроникающим разумом. Этот всепроникающий разум имеет определенные качества, которые можно охарактеризовать как способность видеть, осязать, слышать, обонять и ощущать вкус. Эти качества не разделены и не функционируют по отдельности, как в физическом теле, но представляют собой единое объединенное качество, обеспечивающее способность воспринимать и понимать. Каждое из этих пяти видов восприятия и выражения по отдельности воспринимаются нами как способности видеть, осязать, ощущать на вкус, слышать или обонять. Иными словами, разум души в состоянии получать и осмысливать знания посредством способности к перцепции, которая является совокупностью способностей видеть, слышать, осязать, ощущать на вкус и обонять. Факт получения и обработки впечатлений со стороны души доводится до нашего внешнего физического сознания в виде ощущений органов зрения, осязания, слуха, вкусовых и обоняния. Оценивая впечатления души посредством нашего объективного или физического вида сознания, мы чувствуем иногда, как будто душа что-то видела, или слышала что-то, или ощутила что-то, хотя на самом деле это духовное впечатление не пришло ни по одному из ограниченных каналов восприятия нашего сознания.

Восприятие и получение душой знаний или впечатлений посредством своего единого канала образует то, что мистики называют термином психическое чувство. Когда с помощью этого чувства приходят знания, которые являются пророческими, то это называется интуицией. Некоторые называют психическое чувство вдохновением. Используется множество других терминов для описания этого свойства души воспринимать и осмысливать. В восточных религиях и философских системах мы обнаруживаем множество необычных терминов для определения этой довольно отвлеченной идеи, выразить которую я попытался выше.

Таким образом, душа обладает таким качеством как восприятие, которое является свойством ее сознания. Она также имеет коммуникативные способности посредством того же канала психических ощущений, т.е. внутренних мыслей сознания. Эти мысли отпечатываются в сознании душ других физических тел с помощью простого способа. Душа человека, являясь частью божественного сознания или Вселенской Души, не изолирована от душ, находящихся в других физических телах, и мысль, возникшая в сознании души одного физического тела сразу же может быть воспринята через духовный план сознанием души другого или всеми физическими телами земли.

Здесь мы соприкасаемся с той истиной космических процессов, которая при полном разъяснении и понимании, раскрывает несостоятельность ложных утверждений современного спиритизма. Ничего из изложенного в предыдущих главах не было сказано в поддержку какого-либо положения современных спиритических воззрений. Фактически, эти правильно понятые космические законы показывают ошибочность взглядов и практик современного спиритизма и делают понятным, почему многие из получаемых впечатлений и откровений неожиданно и спонтанно приобретаются благодаря тому, что воспринимается как проявление принципов спиритизма.

Этот разум души, наделенный сознанием, является частью Космического Разума и обладает всей универсальной мудростью космоса. Однако это не означает, что основополагающая мудрость души, которой она обладает перед воплощением в физическое тело, охватывает и знание искусственно созданных и по договоренности установленных человеком положений и правил.

Молодые люди, изучающие мистицизм и метафизику, часто возражают, что, поскольку душа не ограничена в своей мудрости, не логично утверждение о том, что с помощью земного опыта она накапливает знания, и, если она обладает всеми знаниями, то и добавить что-либо к этой мудрости невозможно.

Такие критики упускают из вида то, что всеобъемлющий разум души, не будучи воплощенным в земных условиях, не обладает чисто мирскими знаниями, например, о санскритском алфавите, азбуке Морзе, выведенных людьми законах химии, управлении автомобилем, операциях на фондовой бирже, этических и юридических нормах и их решении в судебном порядке, установленном в разных странах, областях и районах Универсальная мудрость, которой обладает душа перед воплощением и после и, которая сохраняется как ее фундаментальные познания, имеет отношение исключительно к космическим законам и принципам — божественным установлениям и правилам.

Когда мы перестанем считать, что знания важнейшие для одной нации в одном конце света являются таковыми же для другой нации, в другом конце света, или что они важны и сейчас для какой-либо нации, поскольку существовали несколько веков тому назад, то мы поймем, что мирские знания, получаемые человеком, и им используемые, являются преходящими, не постоянными, чем-то, что быстро изменяется и не является раз и навсегда неизменным.

Основополагающие знания, которыми обладает всеобъемлющий разум души, являются трансцендентными, получить их по физическим каналам с помощью своих органов чувств человек не в состоянии. Посему приобрести их он может только с помощью духовных методов.

В связи с этим вхождение души в тело имеет не одну единственную цель. Здесь мы уже пришли к пониманию, что существуют две веские причины для воплощения души как духовной сущности в тело человека. Во-первых, по причинам, которые мы объясним позже, душе необходимо приобрести опыт земного существования, и, во-вторых, человек в земных условиях должен иметь возможность в дополнение к своим земным познаниям приобрести духовные знания и познать просветление.

Наше следующее рассуждение: после того, как душа воплотилась в физическое тело и наделила физическое тело божественным сознанием и мудростью, а также трансцендентной способностью воспринимать и иметь связь с сознанием Вселенской Души, мы имеем сочетание, которое в человеческом представлении в наибольшей степени приближается к пониманию образа Бога.

Даже поверхностное знакомство с основами биологии, анатомии и патологии говорит нам о том, что физическое тело человека имеет свою форму сознания и интеллекта, независимо от наличия души и её сознания. Изучение мельчайшей биологической клетки под микроскопом свидетельствует о ее реакции на свет, цвет, тепло и другие внешние воздействия, что доказывает наличие в ней примитивной формы сознания. Сознание организма ограничено и смертно. Мельчайшие живые организмы, такие, например, как те, средой обитания которых является вода, представляют собой комбинацию простейших клеток, и их тела, таким образом, создают совокупное сознание клеток, которые составляют эти организмы. Сознание живого организма на земле не что иное, как совокупное сознание клеток, образующих данное тело.

Что касается физического тела человека, то из научных экспериментов мы знаем, что сознание клеток, образующих корни наших волос, отличается от сознания клеток, образующих ногти, кости, кожный покров, мускулы, кровь и другие части нашего тела. Каждая клетка выполняет свои функции и действует в окружении таких же клеток, сохраняя свою обособленность, индивидуальность и предназначение в соответствии с ее конкретным сознанием. Клетки, отвечающие за рост волос, не могут отвечать за рост костной ткани или кожного покрова или какого-либо другого вида ткани. Независимо от того, к какой структуре она принадлежит и рядом с какими другими клетками она располагается, каждая клетка будет стремиться преодолевать любые нарушения и неблагоприятные условия с целью сохранять, укреплять и применять свои индивидуальные свойства в соответствии со своим индивидуальным сознанием.

Существуют формы физических нарушений в человеческом организме, при которых клетки волос, зубов, костей и других частей тела оказываются в неестественных условиях или нарушается их взаимодействие, однако, повинуясь своей природе, они продолжают выполнять те функции, для которых они предназначены, несмотря на возникшие препятствия или неблагоприятные изменения в окружающей их среде.

Таким образом, сознание физического тела есть совокупность сознаний всех физических клеток тела человека или комбинация различных видов сознания всевозможных клеток.

Поэтому мистик знает, что различие между самой развитой обезьяной и самым примитивным человеком заключается не в эволюции души, а в разной сущности сознания клеток, образующих физическое тело как место, пригодное для обитания в нем души человека, а не души обезьяны. Иными словами, разница между обезьяной и человеком заключается не только в разнице, содержащейся в их душах, но и в разнице совокупного сознания клеток, которые составляют их физические тела. Поэтому обезьяна не может стать человеком просто в результате вхождения души человека в ее тело вместо души обезьяны. Для этого необходимы также значительные изменения и в физическом сознании ее тела.

Также не может обезьяна стать человеком и в результате некоего эволюционного процесса, когда физическое сознание клеток обезьяны преображается в сознание физического тела человека, если только в то же самое время в тело обезьяны не войдет и душа человека. Посему идея поиска недостающего звена в эволюционной цепи жизни клеток, составляющих физическое тело обезьяны, является неразумной.

Еще больший разрыв в этой воображаемой цепи возник бы из-за звена, которое представляло бы переходное состояние от души обезьяны к душе человека. И никто всерьез не задумывался над поиском такого звена.

Таким образом, физическое тело человека имеет свойственное только ему сознание, которое имеет рамки и с помощью присущих ему качеств настроено на восприятие и осознание свойственных ему вещей. Сознание физического человека тонко настроено на сознание физической природы. Но оно не может быть настроено на сознание Космоса или Космического Разума, поскольку последнее носит трансцендентный характер и частота его колебаний выше, чем частота колебаний физического сознания. Способность физического тела к перцепции и все его каналы получения представлений ограничены восприятием грубых форм материального, физического мира.

Глаза способны видеть в ограниченных пределах и в ограниченном диапазоне универсальной шкалы космических вибраций. Существуют цвета и оттенки, вибрации которых слишком высоки или низки для того, чтобы физический глаз мог их воспринять. Физическое ухо не в состоянии уловить все звуки, наполняющие пространство, поскольку его сознание и механические средства интерпретации получаемых сигналов ограничены определенными рамками диапазона низкой частоты. То же самое справедливо и для органов осязания и обоняния. Иными словами, физическое сознание человека является сознанием для обслуживания самого себя и является таковым для всех природных условий. Оно было создано и помещено в клетки материи для того, чтобы материя могла осознавать себя в своих физических формах. Более высокого уровня сознания у материи нет, посему она не в состоянии им воспринимать и осознавать.

С физической точки зрения человек, действительно, существо конечное, смертное, ограниченное в своих возможностях, и без дыхания жизни, души и божественного сознания не есть «живая душа», а просто сочетание физических элементов, наделенных ограниченным физическим сознанием.

Фиалка, растущая на зеленом лугу суть индивидуальная сущность с характерными чертами, которые легко угадываются. Особенности формы, цвета, запаха, циклы рождения и возрождения и другие характерные признаки составляют её индивидуальность. Эта индивидуальность — результат деятельности сознания, пребывающего в её теле. Роза весьма отличается по своим индивидуальным качествам от других цветов. Объясняется это тем сознанием, которым она обладает. Бербанк (Лютер Бербанк — американский селекционер — прим. пер.) установил, что, изменяя сознание цветка или фруктового дерева путем введения нескольких клеток с иным сознанием, можно изменить внешние и внутренние характеристики цветка или фрукта. Доисторический человек задолго до этого узнал, что можно вводить сознание одного растения в другое путем прививки части физического сознания клеток одного к другому.

Вновь возвращаясь к рассмотрению человека как основного предмета нашего исследования, мы обнаруживаем, что характерные черты его индивидуальности определяются его ментальным сознанием. И также как характерные особенности или индивидуальность цветка, дерева, камня или фрукта определяются больше не их внешним строением и формой, особенности человека и его индивидуальность являются не следствием формы его тела или его размера и веса, но других более тонких свойств, формирующих форму, размер и цвет.

Осознав таким образом, что сознание тела человека, как и сознание всех иных тел, определяет конкретные характеристики или индивидуальность человека, нам остается только определить еще одно важное положение, чтобы получить законченную картину человека как замечательного творения. Это положение заключается в следующем. Во время инкарнации здесь, на земле сознание души в совокупности с физическим сознанием тела наделяет человека его характерными особенностями или индивидуальностью. В отличие от тел, которые не наделены душой или божественным сознанием, человек как личность является не только продуктом деятельности физического сознания, но результатом совместной согласованной деятельности и воздействия сознания души и физического сознания. Таким образом, двуединое сознание определяет индивидуальность и характер человека.

И заключительное положение относительно космической концепции души. По мере того, как физическое сознание человека изменяется в ходе физической эволюции, направленной на совершенствование, изменяются и физические особенности человека. По мере того, как сознанию души человека предоставляется все большие возможности для самовыражения, направления или подчинения себе мыслей и поступков человека, начинают меняться и его индивидуальность и качества. Иными словами, в процессе того, как сознание души и физическое сознание человека изменяются по мере накопления опыта, получения больших возможностей для самовыражения, более полного осознания и восприятия, более полного соответствия высшим принципам жизни, индивидуальность и качества человека меняются и совершенствуются.

Итак, мы определили, что для инкарнации души в тело имеется три причины. Первая — в силу необходимости, о которой мы поговорим позже, душа нуждается в опыте земного существования. Вторая — физическое тело человека должно иметь возможность получать духовные знания и просветление в дополнение к своим материальным знаниям. Третье — индивидуальность и качества человека должны совершенствоваться.


Top