Переживает ли личность смерть?

ОБИТЕЛИ ДУШИ
КОСМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
(ПЕРЕВОД С АНГЛИЙСКОГО)

Доктор Харвей Спенсер Льюис
1930

Перевод Игоря Юдина. 2003 год.

Содержание


Глава 7
Переживает ли личность смерть?

При изучении этого вопроса мы сталкиваемся с двумя вполне конкретными и противоречащими друг другу концепциями. Одна имеет отношение к богословским доктринам, другая называется научные взгляды. Обе эти концепции принимаются большинством людей на веру. Каждая из них подкрепляется соответствующими доказательствами, когда ее излагают представители того течения, сторонниками которого они являются.

В целях дальнейшего повествования давайте в нескольких словах сформулируем противоположные концепции, касающиеся судьбы человека после смерти:

  1. Богословская концепция предполагает наличие у человека бессмертной души или индивидуальности, которая переживает смерть тела.
  2. Концепция материалистической науки предполагает, что человек как личность или индивидуальность появляется с рождением тела и исчезает со смертью тела.

Заметим, что слова для краткого изложения этих двух концепций подобраны весьма тщательно. При изложении второй концепции слово душа не употребляется. Материализм не признает существования души, но относится весьма позитивно к наличию «чего-то», что обозначено словами «личность» или «индивидуальность». Термин материалистическая наука используется для обозначения одного из многочисленных видов науки. Подобным же образом в первой концепции слова душа и индивидуальность используются как синонимы только потому, что богословие полагает, что таково существо явления.

Проблема посмертной судьбы человека или участи «личности» после смерти тела настолько стара, что ее происхождение теряется в глубине веков. Древние документы, в которых изложены эти человеческие представления, свидетельствуют о том, что подобные размышления были весьма распространены и выражали три точки зрения по этому поводу. И мы обнаруживаем, что материалистических взглядов, как и сегодня, придерживалось меньшинство представителей древних цивилизаций, а большинство искренне верили в первое положение. Во все времена эта концепция или доктрина была философской, а не чисто богословской, каковой ее постарался сделать человек в течение последних нескольких веков.

Не следует считать, что при сравнении этих взглядов и верований мы отдаем предпочтение каким-либо из них. Мы просто стремимся выяснить, какие из них находятся в большей гармонии с законами справедливости и в наименьшей степени вызывают внутреннее неприятие.

Материалистическая доктрина базируется на положении о том, что человек рождается беспомощным, неразумным младенцем в результате действия непознанного явления, называемого наследственностью. Этот закон воздействует на силы, о которых человеку ничего не известно и которыми он не может управлять. Поэтому у него имеются достоинства и недостатки, определенные способности, увлечения, духовные силы и слабости, в обладании которыми нет его заслуг. И вообще, почему он родился, почему он тот, кто он есть и насколько долго, он не знает и не может знать.

Он пытается смириться с обстоятельствами, в соответствии с тем, как они трактуются в материалистической доктрине наследственности, несмотря на её явные и многочисленные противоречия, поскольку эта доктрина говорит, что вор, убийца, дурак, лжец и развратник всего лишь унаследовали особенности своих предков, в то время, как добрые, благородные, богатые, счастливые и преуспевающие получили неосознанно, механически и просто так свои привилегии от предыдущих поколений. Такая доктрина не объясняет рождение вора или убийцы в благородном и древнем роду или рождение благородного и удачливого человека в роду «прогнившем до основания».

Сторонники этой доктрины утверждают, что их не следует осуждать за их пороки, привычки и привязанности. Даже законы, установленные людьми, учитывают ситуации, когда один человек оказывается в положении, навязанном другим, при отсутствии на то соответствующих оснований или полномочий, и ни одно даже самое жестокое племя никогда не осмелится ввести закон, который бы оправдывал наказание одного человека за грехи или проступки другого.

Такие убеждения исключают присутствие Космического Разума, причастного рождению и существованию человека, как в индивидуальном, так и в коллективном плане, и исключают возможность существования космического сознания или души в человеке независимо от естественных химических процессов, протекающих в его организме.

Поэтому, как утверждает материалистическая наука, человек есть продукт химических процессов, результат механических или систематически действующих законов, которые автоматически обеспечивают процесс воспроизводства без разумного сознательного вмешательства. Человек рождается тем, что он есть и каким он есть, стремится приспособиться к слепым, безразличным законам природы, постепенно уступает разрушительному воздействию материальных элементов и умирает. Таков конец человека, опять же, как в индивидуальном, так и в коллективном смысле.

Доктрина фатализма является религиозной догмой, которой придерживаются сторонники материализма. Факт того, что мы, будучи продуктом определенных химических процессов, рождены человеком, а не обезьяной, крысой или домашним животным, обязан случаю. И наше место в мире животных — это чистая лотерея. Мы приходим из ниоткуда, без вмешательства какого-либо реального закона, который бы проявил себя через утверждение справедливости, снисхождения, прощения, сострадания или любви, и уходим вновь в никуда.

Высокие качества добродетельных людей и справедливость в мире ничем не лучше осуждения и наказания зла. Также как наши склонности, способности, слабости и добродетели наследуются нами без нашего вмешательства или сознательного в их приобретении участия, также и наши испытания, успехи, печали, радости и неудачи мы встречаем в нашей жизни, не заслужив их и не в связи с моральной или личной ответственностью.

Если мы можем с помощью какого-либо обманного хода выиграть в этой жизненной игре, если мы можем обойти слепые законы с помощью нашего зоркого зрения или созидать там, где разрушение кажется неизбежным, мы подтверждаем нашу личную силу и способность выжить в условиях, определенных нашей судьбой. Вера во всеобщую справедливость, закон, порядок, добро и любовь ничто иное, как заблуждение. Превосходство закона справедливости над силой и способность самому определять свою судьбу — просто детская сказка — так утверждает материалистическая доктрина!

Богословская доктрина, как и материалистическая, придерживается положения о том, что душа или индивидуальность каждой личности создана Богом исключительно для каждого отдельного существования при помощи непреложных законов и принципов, известных только Богу. Хотя эта доктрина и кажется величественной и вдохновляющей по сравнению с мрачными воззрениями материалистов, и поэтому ставшей надеждой для многих, установлено, что размышления и опыт делают её неудовлетворительной для современных, мыслящих людей.

Вначале мы обнаруживаем, что, хотя приоритет нашего создания переходит от слепых, бессознательных химических процессов к Богу, человек продолжает оставаться пришедшим из ниоткуда, и вся честь и ответственность за его существование возлагается на личного творца, и к процессу не имеет отношения. Человек все ещё жертва обстоятельств и не несет ответственности за факт своего рождения, существования и за свои личные качества ментальные, духовные и физические.

Обращаясь к персонифицированной творящей силе — Богу — т.е. к тому, что мы не можем отнести к безличным созидающим химическим процессам, мы считаем, что причины нашего существования кроятся в понятиях «сознательное восприятие», «всемогущая сила», «бесконечная мудрость» и «универсальность цели».

Первое из этих качеств — сознательное восприятие — укрепляет нашу веру в универсальный закон, порядок, систему и существование цели. Чтобы осознанно создавать, сознательно инициировать и с пониманием относиться к чему-либо, у Бога должна быть цель, план, замысел действий. Никакого элемента случайности, никакой лотереи или неожиданности не должно быть. Все должно происходить в соответствии с законом. И, таким образом, человек опять — пленник судьбы, пусть даже и как проявление божественного, духовного, беспредельного начала.

И соответственно, если человек как создание такого Творца, будучи Его созданием, должен обладать некоторыми качествами своего Творца. Он должен иметь мудрость, силу и знание до некоторой степени соответствующих той сущности, из которой он был выявлен. Он должен унаследовать по праву родового наследования эту божественную сущность, которую богословы называют душой и которая, как они утверждают, является синонимом «личности».

Богословы делают еще один шаг вперед в своих толкованиях унаследованных человеком качеств и заявляют догматично или логично, это, вам самим решать, что, поскольку сознание, мудрость и сила Бога и человека по своей природе универсальны и вечны, то, следовательно, и душа человека вечна, бессмертна.

Как мы уже отметили, богословская доктрина отличается от материалистической только в деталях. Она также делает человека пленником судьбы. Она освобождает его от какой-либо ответственности за факт своего рождения и существования, за наличие определенных качеств и внутреннего наследия. Присутствующая в этой доктрине богословская проблема требует разъяснений, и богословы решают этот вопрос весьма просто.

Создатель человека, обладая всезнанием, всемогуществом и бесконечной мудростью и работая над воплощением единой цели, должен умышленно допустить существование страданий, грехов и ошибок при его появлении. Таким образом, Бог должен быть или безразличен к своему созданию, или сознательно одобрять такое положение. А поскольку в Божественном сознании существует единая цель, значит, он должен одобрять как страдания человека, так и его радости.

И сразу же мы оказываемся перед лицом богословских доктрин, положений и догм, которые включают в себя понятия предопределения и наказания.

В соответствии с Вестминстерскими Символами Веры предопределение представляет собой доктрину, при которой: «по воле Божьей и во славу Его некоторым людям и ангелам предопределена жизнь вечная, а другие обречены на смерть вечную: Он же дарует или лишает своих рабов милости Своей, по воле Своей, во славу всемогущества Своего».
Догмат наказания или воздаяния (кары) сформулирован во Второй Книге Моисея (Исход 20:5): «:ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня:» (цитируется по Русской Православной Библии — прим. пер.).

Практически все богословские противоречия прошлого происходят из попыток примирить богословский догмат фатализма с божественным или даже мирским пониманием справедливости. В результате появилась тенденция возлагать ответственность за наличие зла в жизни человека на сатану. И даже в этом случае разногласия в толковании предопределения, свободной воли, первородного греха Адама и его искупления сохраняются.

Поскольку, как следует из вышеприведенной цитаты, человек создан по произвольному решению без его на то желания, в момент создания он или навеки получил благодать, или навеки был проклят. Посему человек добродетелен или зол, счастлив или несчастлив, благороден или бесправен с момента своего физического создания до последнего вздоха, независимо от своих личных желаний, надежд, планов, устремлений или искренних молитв.

Таков богословский фатализм! Дает ли он какое-либо утешение по сравнению с материалистическим фатализмом? Только наше более глубокое и истинное мистическое понимание божественных законов и предначертаний позволяет нам преодолеть эти богословские положения и догмы и обнаружить истину.

И нет ничего удивительного в том, что прогрессивные, ищущие, искренние мужчины и женщины разных стран не приемлют узость богословских догматов, которые допускают приведенные выше заключения.

Закон справедливости во всех проявлениях, особенно применительно к жизненным ситуациям, требует, чтобы человек получал то, что заслуживает, находил то, что ему требуется, и вознаграждался тем, что ищет. Соответственно этот закон не позволяет человеку получать то, что он не заработал или не заслужил. Закон сбора того, что посеяно, не является богословским, религиозным или этическим принципом, а научным, философским и моральным и лежит в основе справедливости.

Мысль о том, что один человек должен страдать за грехи другого только потому, что последний был грешен в силу фатального решения Творца в момент своего создания, несомненно, противоречит принципам человеческой справедливости, не говоря уже о божественной справедливости. Положение, при котором один человек добродетелен потому, что Создатель посеял в нём семена добра, а другой нехорош, поскольку Творец посеял в нём семена зла, навсегда, без права на изменения и улучшения, совершенно очевидно является несправедливым по отношению ко всему человечеству. Но то, что человек должен иметь эти неоправданные и незаслуженные грехи, которыми его наделили при создании «до третьего и четвертого рода» является верхом несправедливости.

Таким образом, доктрина, в соответствии с которой все люди — грешники и имеют первородный грех Адама, является противоречащей законам справедливости, милосердия, любви и высшей совести. Конечно, необходимо понимать, что человек может противиться божественной воле или замыслам своего Творца, и тогда с позволения Творца, который проявляет терпимость, грех Адама становится собственным грехом человека, и только он сам может его искупить. С другой стороны, если человечество грешило по вине Адама, то человек сам должен искупить грехи через свои личные страдания. Посему доктрина искупления (возмещения), когда ответственность человека за свой главный грех перекладывается на другого человека, который расплачивается за это распятием, также противоречит справедливости.

В соответствии с этими доктринами спасение путем праведной жизни невозможно, ибо человек не может быть спасен личными заслугами, поскольку у него их нет — все хорошие качества, которые в нем есть, принадлежат Творцу, который их предопределил, и ими наделил человека.

Человек так любит справедливость, и на протяжении столетий выработал настолько более совершенные и благородные представления о справедливости, невзирая на их очевидное отсутствие в богословских построениях, что он отказался принимать их во внимание, не говоря уже о поддержке доктрин как материалистического, так и богословского фатализма. Невозможно создать систему жизненных ценностей в моральном, этическом и менее всего в религиозном плане, основанную на теоретической посылке, что мы, с начальной фазы нашего создания, независимо от наших собственных заслуг или прегрешений, находимся по выбору Творца под Его благословением или же являемся слепыми жертвами его кары и гнева.

Поэтому человек ищет истины, и его главное желание — увидеть справедливость, которая вершится мудростью и силой Бога и которая отвечает интересам Его созданий. Это то, что ищет истинно современный человек. Это то, чего требовали мистики всех времен.


Top