Множественные и вторичные личности

ОБИТЕЛИ ДУШИ
КОСМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
(ПЕРЕВОД С АНГЛИЙСКОГО)

Доктор Харвей Спенсер Льюис
1930

Перевод Игоря Юдина. 2003 год.

Содержание


Глава 15
Множественные и вторичные личности

Несколько лет тому назад общественность узнала о многочисленных теориях относительно внешнего «я», внутреннего эго или индивидуальности человека, когда познакомилась с необычными доводами, которые приводились на открытых судебных заседаниях или в прессе и касались противозаконных действий известных лиц. Впервые появились такие термины, как сумасшествие по-американски и раздутое эго, сопровождающиеся удивительными описаниями «маленького человечка», который порабощал нормального человека с чувствительной психикой и заставлял его совершить убийство. Позже более консервативные психологи и ученые, изучающие эго человека, ввели термины множественные личности (multiple personalities) и вторичные личности (secondary personalities).

Все эти термины использовались, чтобы объяснить, что обыкновенный человек представляет собой совокупность двух и более личностей, одна из которых внешняя или обычная личность, а другие таятся в глубинах внутреннего сознания.

Научные эксперименты в области психических исследований, проведенные известными учеными Англии и Америки, еще более укрепили мнение, согласно которому, когда внешняя или обычная личность среднего человека подавляется или затормаживается, как это бывает в трансе или при глубокой концентрации или в состоянии отрешенности, то одна или более вторичных личностей или скрытых «я» устанавливают контроль над телом и вытесняют внешнюю личность.

Такие предположения со стороны признанных ученых широко открыли двери для распространения ненаучных взглядов сторонников спиритизма, которые сразу же воспользовались этими предположениями и научной терминологией. В результате уже много лет мы слышим о вторичных личностях и о так называемых медиумах.

К счастью дальнейшие исследования ученых привели к определенной ясности в понимании человека как личности и в особенности так называемых вторичных личностей. Эти сведения постепенно лишили всю эту проблему покрова таинственности и почвы для дальнейшего развития суеверных или спиритических взглядов на сущность таких личностей, что наблюдалось на красочно обставленных демонстрациях во время сомнительных сеансов. Вопрос о вторичных личностях наконец-то был выведен за рамки спекулятивных, суеверных и магических демонстраций и введен в истинно научную сферу психических исследований.

Наиболее впечатляющие примеры автоматического письма или автоматической диктовки, без сомнения, свидетельствуют о существовании и функционировании вторичной личности и о том, что вторичная личность может контролировать деятельность мозга и управлять речью или рукой при письме.

В таких ситуациях вторичная личность имеет собственное имя, по-видимому, имя, которое ей когда-то действительно принадлежало, и демонстрирует те качества, которые этой личности когда-то были, видимо, хорошо знакомы и близки. Поэтому неудивительно, когда обнаруживается, что вторичная личность во многом отличается от настоящей внешней основной личности. Иногда это противоположный пол, другая национальность или другой язык, другое образование, вкусы, способности и устремления.

Когда при такой демонстрации надиктованные записи вторичной личности оказывались весьма ценными, выяснялось, что вторичная личность имела гораздо более глубокое образование, чем внешняя личность. В некоторых случаях вторичная личность разбиралась в искусстве и философии, имела обширные познания в области литературы, этики и культуры и выражала такие замечательные мысли, которые заслуживали того, чтобы их опубликовать. Однако в других случаях вторичная личность оказывалась малограмотной и грубой в своих выражениях и почти полной противоположностью внешней личности.

Подлинность вторичной личности определяется в ходе ее продолжительного и постоянного проявления, имеющего конкретный характер. На основании экспериментов, которые проводились в течение длительного времени, было установлено, что записи, сделанные с помощью некоторых таких вторичных личностей, отличаются постоянством литературного стиля, не имеют признаков, которые указывали бы на их привнесенный или искусственный характер, демонстрируют отличную память на события, обстоятельства, лица и явления, связанные с жизнью в целом.

Иными словами, длительные исследования некоторых вторичных личностей убедительно показали: в том, что касается определенных черт характера, конкретного образования и жизненного опыта, вторичная личность представляет собой отдельную личность, которая когда-то, где-то жила независимо от настоящей внешней личности.

Для лучшего понимания тех, кто не был склонен изучать проблему вторичной личности, приведем один пример. В течение почти четырнадцати лет я был президентом Института психических исследований Нью-Йорка. В этот период времени институт проводил на регулярной основе раз или два раза в месяц заседания, а между ними — сессии, если того требовали результаты исследований. Думаю, что за четырнадцать лет наши работники исследовали более ста случаев так называемых вторичных личностей или случаев автоматического письма, автоматических надиктовок и автоматической записи мыслей с помощью доски «да-да» (the ouija board, она же — «говорящая доска», используется на спиритических сеансах для «вызывания духов», — прим. пер.). На изучение многих таких случаев потребовалось не более одного вечера, поскольку выявлялись или преднамеренные искажения со стороны внешней личности, или же имело место такое смешение внешней и вторичной личности, что их невозможно было различить при записи. С другой стороны, в течение многих лет наблюдалось много уникальных и весьма интересных случаев. Один из них я привожу в качестве примера.

Миссис Д. Б. была женой известного прокурора Нью-Йорка. Она имела среднее образование и окончила первый курс высшей школы. Она происходила из вполне образованной семьи среднего достатка и была воспитана в духе обычных принципов морали и культуры. Её муж окончил университет, однако в интеллектуальном плане его ничего кроме юриспруденции не интересовало. В течение первых двух лет практической деятельности он добился значительных успехов, затем женился и в течение последующих двух лет скопил достаточно средств, чтобы купить прекрасный дом в Нью-Йорке и окружить свою жену предметами роскоши.

Миссис Д. Б. была доброй, любящей и отзывчивой женщиной сорока лет и обладала притягательным характером и обворожительными манерами, что делало её прекрасной хозяйкой. В ходе многочисленных публичных домашних сеансов обнаружилось, что Миссис Д. Б. развила такую способность входить во внутреннюю гармонию со своим мужем, она воспринимала многие их его мыслей и эмоциональных состояний, даже когда он находился за многие километры от неё. Вот пример, который поможет понять, что я имею в виду.

Однажды, когда представители общества собрались у нее дома и готовились провести сеанс автоматического письма, двум из нас неожиданно пришла мысль провести опыт по установлению связи между ней и её мужем. В это время миссис Д.Б. была в большой гостиной в окружении нескольких женщин и оживленно обсуждала модели платьев и другие подобные темы в то время, как три или четыре мужчины вместе с мистером Д. Б. находились под навесом у входной двери и курили в ожидании сигнала о начале сеанса.

Долго не раздумывая о характере такого эксперимента, мой товарищ схватил булавку и неожиданно и как бы случайно воткнул её в руку мистера Д. Б. Мистер Д. Б. подпрыгнул, и выражение боли появилось на его лице, но возгласа не последовало, поскольку он был человеком, который умел себя контролировать, когда испытывал боль или иные страдания. Однако через мгновение после того, как мистер Д. Б. почувствовал боль, послышался жуткий вопль миссис Д. Б., которая находилась в другом конце дома на расстоянии не менее семидесяти пяти футов от него, и которую отделяли несколько комнат, заполненных более, чем сорока гостями, которые разговаривали и передвигались.

Как только миссис Д. Б. закричала, мы, как и все остальные, бросились к ней и присоединились к группе людей, которые её окружали. Она тут же воскликнула: «Джон почувствовал боль вот здесь, я чувствую это и хочу знать, что с ним случилось». Она точно указала место, где булавка причинила боль и, присоединившись к нему, подтвердила, что почувствовала боль, как только он её почувствовал. Она сказала, что для неё это вполне обычно чувствовать резкую боль, когда её чувствует он.
Для нас, однако, представляла интерес не её способность устанавливать гармоничную связь с мистером Д. Б., а её автоматическое письмо. Часами она могла сидеть за столом с карандашом в руках и листами бумаги перед собой и писать тысячи слов, касающихся философии, советов, комментариев, событий прошлого, описаний людей, явлений и т.д., не выказывая при этом сомнений или признаков усталости. Перед тем, как начать писать, она садилась, принимала удобную позу и, опустив карандаш на лист бумаги, ожидала, пока в ней происходили изменения внутреннего и внешнего характера. Когда эти изменения завершались, рука, державшая карандаш, вдруг очень быстро начинала писать, миссис Д. Б. часто закрывала глаза и могла держать их закрытыми до получаса, в то время как листы один за другим заполнялись быстрее, чем это может сделать средний человек при связанном и осмысленном письме.

Отвечая на вопросы, что всегда делалось с неохотой, эта выявляющаяся при автоматическом письме индивидуальность заявляла, что она является «внутренним» я миссис Д. Б. и что индивидуальность миссис Д. Б., которая нам известна, всего лишь неразвитая личность, которая пытается узурпировать положение истинного внутреннего я. Это «истинное я» представилось нам как Клара В. Тем не менее она отказалась сказать нам, где и когда она жила. Однако её записи многое прояснили в этом плане.

Они показали очень глубокое знание многих районов в штатах Новой Англии, и сведения о некоторых районах с их городами и реками оказывались весьма старыми. В них упоминались здания и в особенности церкви, которые существовали в этих городах сто лет тому назад, и которые в настоящее время лежали в развалинах или совсем исчезли. В них также упоминались лица, которые жили в этих городах, и которых сейчас уже не было. Они свидетельствовали о хорошем знании музыки и музыкальной грамоты, хотя сама миссис Д. Б. не умела играть на музыкальных инструментах, и никто даже самые близкие друзья не считали, что она проявляет нечто большее, нежели поверхностный интерес к музыке. Эта вторичная личность была, кроме того, весьма начитана особенно в области литературы пуританского характера, а также знакома с Библией и некоторыми религиозными воззрениями, что ясно свидетельствовало о её религиозных убеждениях.

В записях философского характера всегда выражались пуританские воззрения, несколько ограниченные, однако добродетельные и сострадательные. В течение всех лет, что миссис Д. Б. делала эти записи, в них не было обнаружено ни выражения, ни слова, которое было бы непоследовательно по отношению ко всему, что было написано и выражено этой личностью в предшествовавших записях. И хотя задавались одни и те же вопросы с интервалом в несколько лет, ответы всегда были одними и теми же, что подтверждалось при сравнении этих записей. Миссис Д. Б. не хранила копии записей, поэтому она не могла подготовиться к будущим вопросам.

Эта её независимая личность, несомненно, представляла собой незаурядную личность в прошлые времена, сейчас же она являлась скованной вторичной личностью, которая время от времени пыталась восстановить контроль над физическим телом. Я упомянул о ее способности к гармонической связи со своим мужем, поскольку именно это необычное явление заставило и мужа, и её саму осознать, что её ментальное или духовное развитие несколько отличается от развития обычного человека, что побудило их начать исследования законов и принципов развития индивидуальности человека. Обладала ли миссис Д. Б. ещё какими-либо необычайными психическими способностями, я сейчас сказать не могу, поскольку наша исследовательская работа ограничивалась только изучением её вторичной личности.

Сейчас миссис Д. Б. ничем не отличается от миллионов других мужчин и женщин. За этой вторичной личностью, находящейся в миссис Д. Б., стоит другая личность, за ней еще одна и т.д. Многие эксперименты, проведенные в Европе и Америке, раскрыли существование вполне определенных трех и четырех личностей. Эти множественные личности, несомненно, есть свидетельство предшествующих инкарнаций, о чем уже говорилось в предыдущих главах этой книги. Однако интересным моментом здесь является то, что изучение вторичных личностей стало носить систематизированный характер и было ограничено конкретными рамками.

Исследователи вторичных личностей не интересуются законами и принципами, касающимися причин существования таких личностей, или вопросами, как и когда они вошли в человека. Их интересуют только настоящие признаки существования таких личностей. Такого рода исследования и изучения выявили множество интересных фактов. В первую очередь было установлено, что на каждого из нас в разное время оказывают влияние выявляющиеся требования, желания, побуждения и наклонности вторичной личности, которая, вероятно, непосредственно граничит с внешней личностью. Другими словами, в том, что касается личностей, вероятно, в человеческом теле существуют две личности, каждая из которых стремится установить контроль над объективными функциями человеческого организма. Когда вторичная личность стремится показать, что её вкусы, желания, представления об образе жизни отличаются от тех, которые имеет настоящая внешняя личность, несомненно, возникает конфликт, и конфликт этот находит своё выражение в виде противоречивых и странных комплексов, которые влияют на само содержание нашей жизни.

Зачастую склонность к путешествиям и желание познакомиться с другими странами, наличие определенных привычек и наклонностей, определенные вкусы в еде являются свидетельствами выхода из подсознания скрытой личности. Таким способом благочестивый, добродетельный человек может подвергнуться искушению совершить нечестивый поступок, а низменный человек может быть подвигнут на совершение благородного поступка по зову и требованию вторичной личности. Вторичная личность также может проявиться во время сна или медитации, когда внешнее я частично находится в забытьи и ослаблено. Некоторые болезни и ранения могут вызвать длительное состояние сна для внешнего я и позволить вторичной личности полностью установить контроль над разумом и функциями тела. В этих случаях человек демонстрирует иные черты характера, привычки, особенности образа жизни, манеру говорить и превращается в совершенно другого человека.

Есть только два возможных объяснения существования вторичных или множественных личностей. Одно из них — это вера в то, что кто-то извне, т.е. личность человека, который сейчас жив или перешел в мир иной, временно завладела нашим телом, подавила нашу внешнюю индивидуальность и вытеснила её. Иными словами, «завладеть» — это одно объяснение. Однако такое объяснение ведет к тому, что может быть названо сверхъестественными законами и принципами или верой в сверхъестественное. Это слишком хорошо напоминает старинные суеверия и веру в существование злобных сущностей, которые могут завладеть нами и контролировать нас. Другое объяснение существования вторичных и множественных личностей заключается в том, что они являются остаточными элементами наших собственных прошлых существований на земле. Такое объяснение не вынуждает обращаться к сверхъестественным принципам или каким-либо необычным или иррациональным явлениям жизни.

Вы имеете выбор из двух объяснений. Если вы отвергаете доктрину реинкарнации и отказываетесь признать, что мы и раньше жили на этом земном плане, или что мы были в другой личности помимо той, которая известна как наша настоящая внешняя личность, тогда вы должны считать, что большой объем научных данных, доказывающий существование множественных личностей, а также доступные свидетельства существования вторичных личностей, являются доказательством того, что сознание человека может быть захвачено и подавлено другой личностью и порабощено ею в течение какого-то периода времени.

Для разумного и рационального человека, конечно, весьма сложно поверить, что Бог, когда нас создавал и наделял собственным божественным сознанием, также предусмотрел и порабощение нас другими личностями. Но тогда следует признать рациональные законы реинкарнации.


Top