Воззрения христианства и других религий

ОБИТЕЛИ ДУШИ
КОСМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
(ПЕРЕВОД С АНГЛИЙСКОГО)

Доктор Харвей Спенсер Льюис
1930

Перевод Игоря Юдина. 2003 год.

Содержание


Глава 11
Воззрения христианства и других религий

Те, кто не склонен принимать доктрину реинкарнации, утверждают, что эта доктрина отсутствует в религиях Запада. Те, кто придерживаются христианского вероучения, особенно активно отстаивают утверждение, что Библия христиан и христианские догматы в том вид, как их проповедовал Иисус, не содержат каких-либо упоминаний о перевоплощении и каких-либо положений, которые бы допускали идеи реинкарнации, не говоря уже о их приятии.

Эти люди заявляют, что, поскольку в некоторых религиях Запада, которые представляют меньшинство в религиозных течениях мира в целом, не содержится доктрина перевоплощения, ее следует отвергнуть. По их мнению, эти современные религии являются эталоном, на который должны равняться все остальные, и верования меньшинства должны заменить верования большинства. Такое отношение является продолжением древнего выражения нетерпимости по отношению к истине, принадлежащей другим. И мы с удовлетворением обнаруживаем, что в последние годы средний представитель Западного мира более не склонен придерживаться доктрин и верований своих предков, а ищет знаний и истину, невзирая на их древнее происхождение или на тот факт, что они могут не соответствовать догматам и вероучениям меньшинства западной цивилизации.

Однако к счастью убеждение, что религии Запада и Библия христиан не содержат свидетельств в пользу доктрины реинкарнации, опровергается тщательным анализом имеющихся сведений, которые не вызывают сомнений. Те, кто до сих пор придерживался убеждения, что в вероучениях, которые образуют религии западной цивилизации, отсутствуют упоминания реинкарнации, будут удивлены теми фактами, которые я собираюсь сообщить.

Перед тем, как перейти к цитированию выдержек из канонических вариантов христианской Библии, мне кажется, будет правильно пояснить, почему доктрина перевоплощения не признается обычно на Западе как универсальное религиозное верование. Двумя основными религиями на Западе являются иудаизм и христианство. Последняя в своей основе выросла из первой. Существует множество признанных духовных и религиозны авторитетов, которые считают, что многие богословские положения христианства основываются на положениях, содержащихся в религиозно-философских учениях Востока. Однако мы не ошибемся, если скажем, что за исключением тех новых и важных доктрин, которым учил Иисус, большая часть христианской религии аутентична иудаизму. В иудаизме же легко выявить многие положения восточных философских учений, которые были найдены авторитетными и приемлемыми, и которые были восприняты христианской церковью в ходе формирования современной христианской религии.

Перед тем, как глубоко понять смысл всех тех свидетельств Библии, которые мы находим в стандартных изданиях, необходимо составить некоторые представления о религиозных воззрениях, которые полностью принимались евреями во времена, когда Иисус выступал с проповедями перед народом. Многие места Нового Завета и многие высказывания Иисуса, касающиеся условий жизни в его времена, не будут понятны, если не познакомиться с традициями, обычаями, верованиями и общими взглядами людей в те времена. Те места Нового Завета, где описываются обряды, деление людей на классы, способы обращения к молитве или избавления от земных желаний, чтобы стать кротким, не могут быть поняты до конца изучающим Библию, если он не познакомится с традициями, обычаями и верованиями иудеев того времени, когда эти аллегории, этические и моральные нормы возвещались.

Познакомившись с традициями и обычаями людей во времена, когда проповедовал Иисус. изучающий иудаизм и историю евреев понимает, что существует множество интересных фактов относительно жизни людей, их верований и общего уклада, которые подробно не описаны ни в Ветхом, ни в Новом Завете, поскольку они были настолько укоренившимися и обще признанными, что составители Библии не сочли необходимым их комментировать.

Во многих местах в Библии говорится о побитии камнями. Ни один из составителей Библии не дает объяснения, почему эта практика была в Палестине общепринятой, поскольку, возможно, авторы считали, что в те времена, когда эти события описывались, всем были известны происхождение и сущность этого наказания. Если вы начнете изучать историю Палестины, и вам посчастливится попасть в эту страну и пожить там среди ее людей, вы поймете, что, поскольку кругом разбросано множество камней и толпа может быстро ими воспользоваться, чтобы забросать человека, вполне естественно, что побитие камнями стало распространенной практикой для толпы. Есть в Библии и другие упоминания, касающиеся времени дня, годичных периодов, времен года, климатических условий, общественных мероприятий, домашнего уклада и других особенностей, которые в деталях не описаны и не разъяснены по тем же причинам.

Многие существенные подробности относительно распятия Иисуса Христа не приводятся в соответствующих местах, которые можно найти в Новом Завете просто потому, что во времена, когда описывались эти события, авторы понимали, что народ был знаком с этими деталями, и не было необходимости останавливаться на них при изложении этого наказания. Поэтому они детально описывали те моменты, которые были необычными для данного исторического события. Например, точная форма креста, способ его изготовления, способ крепления тела на кресте являлись такими деталями, которые были всем настолько известны, что комментарии по этим вопросам казались ненужными (распятие на кресте — понятие скорее мистериальное, чем историческое, прим. пер.). В Библии имеются тысячи подобных мест, где опущены детали, и которые в настоящее время представляют большой интерес.

То обстоятельство, что некоторые факты не достаточно подробно изложены в Библии, не является основанием для исследователя полагать, что они не имели место или что они не были известны населению. И будет правомерно возразить против мнения о том, что поскольку мы не находим в древних писаниях каких-либо упоминаний о льде, то вода в замерзшем состоянии была неизвестна жителям Палестины и других стран.

Исследования историков и научные изыскания подкрепляют наше мнение о том, что лед, возможно, в те времена не был известен широким массам людей в том смысле, в каком мы понимаем слово «лед» сегодня. Но полагать, что стоматология была неизвестна, поскольку в Библии нет сведений относительно вставных или искусственных зубов, значит совершать большую ошибку, поскольку исследования подтвердили, что искусство стоматологии было известно, и у многих мумий были обнаружены искусственные зубы. Не следует также полагать, что научным методам и гигиене при родах не придавалось значения только потому, что по этому поводу в Библии ничего не сказано, и потому, что в библейском описании важнейшего рождения отсутствуют детали относительно заботы о матери и ребенке.

Сейчас мы уже знаем, что существовали приюты для матерей, ожидающих потомства, и даже за бедными ухаживали на добровольных началах акушерки или те, кто был в состоянии оказать помощь в такое время. Хотя детали относительно рождения Иисуса отсутствуют, неправомерно полагать, что Марии и Иисусу не была оказана гигиеническая или иная профессиональная помощь. Авторы повествования об этом рождении уделяли внимание не тому, что повсеместно считалось обычным и общепринятым, а тому, что было необычно и весьма важно.

Доктрина реинкарнации полностью признавалась и была неотъемлемой частью учений философов и мистиков еврейского народа при рождении и в течение всей жизни Иисуса, как мы это увидим их отрывков, которые будут приведены. Однако эта доктрина не считалась более религиозной, чем доктрины или воззрения, имевшие отношение к появлению жизни, рождению ребенка, чем правила, имевшие отношение к приготовлению пищи, лечению болезней или подготовки тела к погребению. Такие общепринятые и широко известные правила составители Библии воспринимали как обыденные сведения, и на страницах им уделялось не белее места, чем подробностям относительно высадки в почву семян для получения урожая, выработки из хлопка ткани, пошива одежды и обуви и тысячи других вещей, которые были частью общих повседневных навыков, занятий и традиций.

Тем не менее, в Библии имеется множество упоминаний доктрины перевоплощения конкретного, определенного и неоспоримого характера, однако они связаны с другими положениями настолько тесно, что для обычного читателя Библии они остаются незамеченными. Это я покажу позже, когда буду цитировать соответствующие выдержки. Однако, чтобы доказать насколько общепризнанной была вера в реинкарнацию среди евреев, учеников Иисуса и даже по взглядам самого Иисуса, я обозначу несколько важнейших моментов относительно перевоплощения, как это понимали евреи в эпоху раннего христианства. Таких же взглядов придерживались жители стран Востока, но, поскольку христианство и другие современные конфессии Запада вышли из иудаизма, мы ограничимся ознакомлением с доктринами реинкарнации, которые были известны и которые проповедовались иудейскими священнослужителями. Возможно, впервые информация относительно проблемы перевоплощения в полной мере раскрывается перед представителями Западного мира.

Думаю, что самое лучшее — это процитировать точные высказывания последних лет Мозеса Гастера, доктора философии, главного раввина Еврейской конгрегации Лондона и вице-президента Королевского азиатского общества, который является общепризнанным специалистом по различным вопросам религиозных воззрений и обрядов иудаизма. В следующих параграфах приводятся основные положения из его работ без комментариев. Имейте в виду, что этот уважаемый авторитет обращается исключительно к воззрениям и обрядам иудаизма и цитирует такие известные священные книги иудеев, как Зоар, Манасех бен Исраэль и другие.

Вера в миграцию (по евр. — гилгул, прим пер.) души предполагает веру в существование души, и вся эзотерическая система о творении души и концепция греха и спасения являются фундаментальными принципами, на которых должна базироваться такая доктрина. Бог — творец всего, посему души есть его создания. Его творение завершилось с окончанием шестого дня. Сначала были созданы души. Таким образом, мощь Бога ограничивается тем, что было в связи с этим создано. И созданные таким образом души ограничены по числу, поскольку творение было актом ограниченным и должно завершиться по истечении определенного периода времени. Эти души являются созданием Бога, а не эманацией Бога. При создании они наделяются индивидуальным сознанием, они существуют отдельно в полном осознании своей индивидуальности, они обитают в небесных обителях или в раю, созерцая божественную славу, и куда им разрешено возвращаться по завершении странствий в низшем мире. Души родившихся и не рожденных, тех, кто уже был на земле, и тех, кто еще не был, обитают в одних и тех же обителях или в царстве Бога (см. Второзаконие 32:34).

Моисей при своем уходе на небеса видел души великих и благочестивых людей, тех, кто уже жил на земле и тех, кому еще предстоит здесь жить в будущем, среди них — Давид и Акиба. Для ребенка, которому предстоит родиться, не создается новая душа, поскольку количество душ ограничено. Человек через свои деяния должен приблизиться к Божеству, и вся его жизнь должна быть гимном во славу Господа. Но человек, созданный из праха земли, не в состоянии подняться до такого совершенства, если Божественная Душа не вознесет его, а Божественный Закон не укажет путь постепенного восхождения вверх на небеса. Его жизнь есть постоянная борьба между грубыми материальными наклонностями, унаследованными от земной природы, и высокодуховными побуждениями Божественной Души. В зависимости от того, какой путь он предпочтет, его душа будет в большей или меньшей степени заражена соприкосновением с материей, и будет все более терять свое духовное совершенство и чистоту, поскольку человек обладает совершенно свободной волей, и он хозяин своих собственных поступков.

Души были созданы для определенной цели, они должны входить в человеческие тела, но при этом не они выбирают тело или время вхождения, как и время и форму выхода. Хотя душа в основном забывает о своем существовании в духовных сферах, когда она входит в тело в физическом мире, однако смутные воспоминания сохраняются в виде подсознательных образов, которые являются руководящими началами при простейшем определении понятий добра и зла. Таким образом, в глубине каждого человека имеются общие представления о том, что есть хорошо и что есть плохо, которые были даны душе во время ее внеземного существования. В Зоаре воплощение души описывается следующим образом. Все души были созданы в начале творения, до воплощения в тела они пребывали в небесах в состоянии блаженства и божественного просветления. Когда тело готовилось её принять, душа, которой был необходим земной опыт, направлялась или привлекалась тем телом, которое бы обеспечило такой опыт и знания. Закон говорит душе: «Ты испытаешь милость Всевышнего на себе, Он дал тебе свою бесценную жемчужину, закон, чтобы помочь тебе в этом мире и чтобы ты вернулся очищенным». Таким образом, душе предоставляется возможность через воплощение компенсировать свои грехи и очиститься, чтобы таким образом подняться на одну ступень выше в направлении полного совершенства.

Итак, душа начинает свой путь на земле. Она должна стремиться показать свое превосходство над телом и не должна стать его рабыней. При первом вхождении душа совершенно чиста и не имеет изъянов. У нее нет ограничений в виде первородного греха (original sin). Главенствующим принципом всегда является: «каждый человек совершает свои собственные грехи», но несовершенство, унаследованное от материи, начинает сказываться, и вскоре в порочных умах зависть и злоба рождают соблазны, которые увлекает душу в их низшие области. Через испытания и трудности человек должен овладеть венцом вечного блаженства. Условие спасения человека определено. Когда, таким образом, все души, пройдя череду инкарнаций, станут очищенными, и цель полного совершенства будет достигнута, тогда царство небесное воцарится на земле. Зло, существующее на земле, напрасно пытается затруднить постоянное развитие и совершенствование эволюционирующих и очищающихся душ. Зло может задержать развитие души, но не может полностью воспрепятствовать этому процессу. Душа, которая подверглась загрязнению в результате жизни на земле, может быть вновь очищена; совершенные грехи могут быть искуплены путем возмещения, и даже в этом случае душе предоставляются средства для достижения чистоты. Душа сохраняет сознание и чувствительна к своим прегрешениям; она осознает суровость наказания и трагедию быть лишенной возможности вознестись в высшие сферы и предстать перед Богом в своей первозданной чистоте. После перехода она находится в промежуточном состоянии в духовных сферах и ожидает возможности очиститься и компенсировать свои грехи. Такая возможность появляется при новом вхождении в тело или новом рождении, и таким образом душа мигрирует (евр. «гилгул» — прим. пер.) из одного тела в другое. При каждой инкарнации она может помнить, а может и не помнить предыдущее существование. Такая миграция продолжается до тех пор, пока она не избавится от загрязнения. Такая миграция души имеет и другой более высокое и существенное предназначение — служить божественной справедливости.

Большая проблема, которая присутствует во всех формах религиозных воззрений, заключается в следующем: как примирить счастье грешника и испытания и страдания благочестивого и добродетельного с божественной справедливостью. Каждая религия пыталась сформулировать свою доктрину, которая бы отвечала на этот вопрос. Некоторые искали решение этой проблемы в продолжении жизни после смерти, когда душа сохраняет связь с физическим телом с тем, чтобы последнее могло испытать страдания в аду. Такое объяснение однако было хитроумным способом выйти из затруднительного положения, и оно не совсем свободно от возможных упреков в эгоизме. В воззрениях, касающихся перевоплощения души, этого нет. Здесь на земле, на виду у всех грешник, кем бы он ни был, должен искупить свои грехи. Здесь он должен пройти через страдания за неправедные деяния, которые он совершил, и здесь же он должен получить доступ, который ранее имел, к высшим сферам. С помощью этого медленного процесса очищения через последовательные воплощения весь мир обогащается, прогресс и совершенствование человечества ускоряется.
Каждая предсуществующая душа проходила, как проходит и в настоящее время, через цепь инкарнаций, и мир для этого и создан. Симон Маг открыто говорил о своих предыдущих существованиях, заявляя, что его душа прошла через многие тела, прежде чем попала в тело, известное под именем Симон. Учение самаритян Тахеб говорит о той же доктрине предсуществующей души, одна из которых была дана Адаму, и которая через череду воплощений в Сета, Ноя и Авраама достигла Моисея. Эти доктрины также учат, что не только мир совершенствуется через процесс нового рождения души в теле, но и каждый грешник постепенно искупает свои грехи в каждом новом существовании, которое сопровождается новым воплощением его души. Душа грешника может войти в тело благочестивого человека, и через его добрые деяния он очистится от скверны, все еще присущей душе, и обеспечит ее подъем в высшие сферы. Если добродетельный человек испытывает страдания, то это только и исключительно вследствие грехов, совершенных в предыдущей инкарнации, и его страдания не есть наказание за грехи сейчас совершенные, но представляют собой разновидность чистилища за злодеяния в предыдущей жизни. Таким же образом грешник что-то обретает через благие деяния, которые он совершил в предыдущем существовании. В результате этого он может в этой жизни некоторое время процветать, однако, если он не прекратит грешить, то исчерпает все хорошее из прошлой жизни и навлечет на себя страдания и наказание в этом или в следующем воплощении.

Существуют различные мнения относительно того, сколько раз душа должна воплощаться для обретения совершенства. Принято считать, что полным реинкарнационным циклом является такой, в котором душа исполняет все 613 заповедей Торы. Только при этом достигается совершенство. Посредством реинкарнации душа достигает цели своего создания — проходить через череду воплощений в тело человека на земле и поднимать человека все выше и ближе к Всевышнему. Эта доктрина, разъясняя отношение Бога к человеку, в то же время утешительна для добродетельных людей и ужасна для грешников. Она примиряет человека со страданиями и испытаниями, в то же время раскрывая скрытый смысл многих из них, когда их внешнее проявление выглядит непонятным.

Изложенное выше дает нам ясное представление об общих воззрениях на душу и её предназначении в этом мире, которых придерживаются широкие массы людей во всех странах Востока. Эти верования глубоко укоренились в сознании большинства людей во времена, когда жил Иисус, и, имея это в виду, мы лучше поймем те упоминания этой доктрины, которые имеются в христианской Библии. В следующей главе я обращусь к некоторым примерам, которые были приведены выше при описании верований иудеев.


Top