Древние верования

ОБИТЕЛИ ДУШИ
КОСМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
(ПЕРЕВОД С АНГЛИЙСКОГО)

Доктор Харвей Спенсер Льюис
1930

Перевод Игоря Юдина. 2003 год.

Содержание


Глава 3
Древние верования

Первый неоспоримый факт, являющийся основополагающим в нашем исследовании человеческого существования, заключается в том, что человек находится здесь, на земле и что его жизнь представляет собой череду испытаний, которые в разное время приносят радость или горе, счастье или печаль, удовлетворенность или беспокойство, любовь или ненависть, покой или страдания.

Второй важный факт, который познается в ходе накопления жизненного опыта, состоит в том, что сущность человека двойственна или, по крайней мере, она двойственна в проявлении. Человек, с одной стороны, есть физическое, смертное тело, носитель формирующихся здесь человеческих идей, идеалов, желаний, стремлений и планов. С другой стороны, он есть психическое или духовное тело, имеющее субъективное «я» или сознание, которое требует подчинения от своих желаний, порывов, привязанностей и наклонностей. Между этими двумя сторонами человеческой натуры идет постоянное соперничество за превосходство и господство. В результате человек пришел к мысли, что он нечто большее, чем просто физическое тело как некая масса, объединенная химической формулой, и более, чем просто механическое создание подобное автомату.

В попытках найти ответ на вопрос «почему мы здесь», человек не может исключить идею или отбросить мысли о том, что, если он в состоянии определить что он такое, то он может и постичь, почему он есть. Отсюда помимо жажды человека узнать свое предназначение в этой жизни на земле, живет и желание познать самого себя и свое место по отношению к вселенной.

Богословы всегда пытались объяснить, что есть человек и почему он был создан. Наука начинает разъяснения природы человека с момента, где человек уже живущее и мыслящее существо. Она не изучает тот периодом его создания, который предшествует химической, биологической и механической структуре его природы и естества. Этот «до-воплощенный» период человеческого творения отдан для разъяснений теологам. Теологические толкования весьма разнились и изменялись в зависимости от того или иного этапа на пути развития человеческой цивилизации, а также от степени знаний, которыми обладали народы, начиная с древних времен и по настоящее время.

Однако обнаруживается общее положение, по которому имеется согласие во всех религиозных толкованиях относительно сущности человеческого бытия. Во все времена, у всех народов при любом уровне культурного развития логически вытекающим и ожидаемым ответом являлось осознание того, что человек представляет собой физическое тело, наделенное сознанием, воспринимающим физический мир, в котором находится душа или божественное «я», или часть божественного сознания, образующее внутреннее «я». Поэтому двойственность человеческой природы является универсальной общепринятой концепцией. Эта концепция оспаривается наукой, поскольку она не приемлет в качестве факта какую-либо посылку или положение, находящееся за пределами ее сферы деятельности. Однако во всех религиях идея о существовании внутренней сущности или внутреннего «я» является основополагающей, а не теоретической посылкой или предположением.

Если отрицать существование внутреннего сознания или души в качестве определенной сущности, отличающейся от физического тела, тогда все рассуждения о рождении и воплощении ограничатся рассмотрением химических процессов и реакций и чисто физических принципов. Такая позиция не приемлет рассмотрения реинкарнации, также как и рассмотрение бессмертия какой-либо части человека или существования какого-либо божественного начала в человеке. В связи с этим, поскольку мы не рассматриваем материалистические или отрицающие божественную сущность воззрения на структуру человека, нам следует оставить в стороне эту часть воззрений и принять универсальную идею о том, что человек есть физическое тело, заключающее в себе душу или разновидность духовного сознания.

Рассматривая сущность человека как двойственную, как состоящую из тела и души, мы вынуждены обратиться к теологии и религиозным доктринам прошлого и настоящего, чтобы найти толкования относительно бессмертной сущности человека. Наука считает, что следует обратиться к ней за любыми разъяснениями о химической, биологической, патологической и физиологической природе человека. За познаниями же в духовной области человеческого существования нам следует обратиться к онтологии и теологии. Права ли современная наука, ограничивая таким образом поле своих исследований, или нет, мы определим после того, как рассмотрим этот вопрос в последующих главах. Однако кратко заметим, что так было не всегда. Богословие не всегда была предметом, который отдельно стоял от философии как науки. Так же как и не было такого определенного понятия, известного сегодня как наука. И не всегда человек в своих поисках истины о самом себе имел две различные школы, занимающиеся изучением двойственности его природы.

В наше время однако принято все вопросы, касающиеся духовного или высшего сознания человека, оставлять для толкования богословию, и если мы решим согласиться с их толкованиями сущности человека и его взаимосвязи со вселенной, то мы просто должны принять их как набор положений, которые при тщательном рассмотрении их деталей оказываются весьма разрозненными, противоречивыми и непоследовательными, чтобы отвечать какому-либо замыслу.

Если сказать кратко, то обнаруживается, что в целом в течение веков существует одно положение, которого богословие неизменно придерживается и проповедует. Это постулат о том, что истинной частью человека является вечная, божественная и неуловимая сущность или сознание, которое составляет внутреннее «я» человека. В разное время для этого внутреннего «я» было придумано и широко применялось много названий. Наиболее известным из этих имен является душа, и мы обнаруживаем, что оно связано с другим словом — дыхание. В течение веков внутреннее «я» человека ассоциировалось с идеей дыхания как невидимой субстанцией, которая составляет духовное начало человека. Другим важным принципом, который повсеместно и всегда воспринимался, заключался в признании того, что эта душа является определенной сущностью или чем-то духовным, что бессмертно и в определенное время отделяется от тела.

Таким образом. существуют два важных положения, которые пришли к нам из древности в качестве фундаментальных принципов, объясняющих духовную сущность человека. Мы находим, что эти положения включены в перевод книги Бытия, входящей в современную Библию, где делается попытка объяснить, как был создан человек. Там мы читаем, что Бог создал человека из праха земли, под этим подразумевается его физическая, химическая, материальная часть. И в нее Бог вдохнул вторую часть человека — дыхание, субстанцию или сознание жизни, и физическое тело стало душою живою, или тело стало оживленным и видимым.

Этот символический или аллегорический процесс творения человека влечет за собой осознание двух нижеследующих положений. Первое это то, что физическое тело, сотворенное из материальных элементов земли, было создано и усовершенствовано как материальная оболочка еще до того, как пришло время рассмотрения вопроса о наделении его дыханием жизни. Второе это то, что сотворенное тело все еще было безжизненно и поэтому необходимо было сделать что-то еще, чтобы оживить его, и для этого был добавлен второй и совершенно другой элемент, названный «дыханием жизни». После того, как он вошел в физическое тело, физическая часть перестала быть основополагающей, поскольку теперь человек уже был не просто оживленным телом или физическим телом, наполненным жизненными силами, но душой, которая могла жить на земле, проявлять себя, и поэтому была живою душою.

Когда мы читаем первоначальный вариант этой части Библии и анализируем его истинный язык, мы еще более проникаемся значением этого второго положения. Нас поражает тот факт, что не физическое тело принимает жизнь, а невидимая, вечная душа, входя в физическое тело, соединяет дыхание с телом. Еще древние прониклись важностью этой мысли, и в их философских взглядах, которые постепенно трансформировались в богословские догмы, мы постоянно находим рассуждения о том, что человек, по сути, есть душа, скрытая телом, а не тело, оживляемое душой.

Дальнейшее исследование богословских толкований и философских взглядов как прошлого, так и настоящего времени выявляют некоторые другие положения, имеющие прямое отношение к данным воззрениям, хотя зачастую они перетолковываются в угоду сектантским догматам. Такие, например, как утверждение, что дыхание жизни или душа человека первоначально была частью Создателя или божественной сущностью и сознанием Бога. Многословно различными способами нам сообщают, что в то время, как физическое часть человека есть средоточие неорганизованных элементов, извлеченных из земли, душа человека это нечто, взятое из пространства, и чему была придана форма для последующего водворения в человека. Нам также сообщают, что в то время, как физическая часть человека была сделана из того, что не имело в себе ни формы, ни сущности человека, душа человека уже существовала в душе и сознании Создателя, когда он сотворил тело человека.

Нам также говорят, что в соответствии с другими положениями этого толкования душа, которая находится в человек, существовала от начала времен и должна и далее существовать до конца времени, если таковой конец будет. В большинстве философских воззрений нас впечатляет вера в то, что бессмертие души подразумевает, что, поскольку она бессмертна и не может иметь конца, у неё не было и начала, в то время как физическое тело имеет начало, поскольку было сформировано из менее значимых, неорганизованных элементов земли и будет иметь конец, когда эти конечные элементы потеряют свою организацию и рассеются.

И, наконец, наше исследование богословских и философских взглядов на духовную составляющую человека свидетельствует о существовании универсального верования в то, что душа или сознание человека всегда было частью души Создателя или Бога и что она будет жить или существовать, или действовать до тех пор, пока существует Бог или Создатель.

В этих взглядах и суждениях мы находим вполне четкую картину сущности человеческого естества. Человек здесь как существо физического плана состоит из материальных элементов земли. А в этом физическом теле находится тело духовное или душа. Человек поэтому двойственен — имеет тело и душу. Его тело смертно, так как состоит из элементов, подверженных разрушению или тлену, употребляя богословский язык. Духовная часть человека или душа есть часть божественного сознания и является бесконечной, божественной и бессмертной. Она бессмертна и нетленна изначально и по своей природной сущности. Она обитает в теле человека и имеет тленное одеяние, поскольку тело человека не может существовать бесконечно и подвержено порче и разложению.

Душа поэтому находит только временное пристанище в физическом теле и не может вечно находится в одном теле, иначе тело должно было бы быть бессмертным, как и душа. Человек рождается, имея тело, созданное из химических элементов земли, и именно в него входит чистейшая бессмертная душа, которая существовала всегда и которая продолжит свое существование в вечности. То, что тело смертно и подвержено разрушению, не может повлиять на бессмертие и нетленность души. Следовательно, должен наступить момент, когда физическое тело в результате разложения разрушается и более не может сохранять в себе субстанцию души. Следует изменение, которое неправильно называют смертью и которое является просто переходом. Тело и душа разъединяются, тленное разлагается, а бессмертное и нетленное остается в состоянии беспредельности.

Наука подтвердила верование в то, что физическое тело смертно и тленно. Наш личный опыт свидетельствует, что изо дня в день, от часа к часу материальные элементы нашего физического тела возобновляются, чтобы заменить разрушившиеся и отслужившие элементы, которые его составляли. Другой наш опыт свидетельствует о том, что физическое тело может быть так изношено и уже настолько быть не в состоянии удерживать жизнь, что, так называемое дыхание жизни или сознание души, покидает тело.

Через эти научные знания и личный опыт мы убеждаемся, что в состав законов Творца, как элемент самой жизни, входит процесс отделения души от разрушающегося и тленного физического тела, после чего тело вновь распадается на основные элементы и становится прахом земным, в то время как душа остается бессмертной.

Если эти общие разъяснения сущности человека приемлемы для вас, мой дорогой читатель, тогда вы оказываетесь лицом к лицу с другим важным вопросом: «Почему божественная душа или сознание Творца временно помещается в физическое тело, и что с ней происходит после её освобождения?» Эти два вопроса всегда были наиболее притягательными и существенными для осознания человеком с тех пор, как он начал рассуждать и формировать верования. Эта книга и посвящена тому, чтобы ответить мыслящим людям на эти вопросы с помощью фактических материалов, а не теоретических рассуждений.


Top