Ночь сомнений

Содержание

  1. Вселенская любовь
  2. Наследие Розы и Креста
  3. Страх смерти
  4. Свобода воли
  5. Внутреннее паломничество
  6. Космос одухотворенный
  7. Реинкарнация
  8. Ночь сомнений
  9. Глубокий мир
  10. Мистическое посвящение — определение
  11. Мистическое посвящение — подготовка
  12. Космическая гармонизация

Восьмая часть книги «Да будет так!»
Кристиана БЕРНАРА, Императора А.М.О.Р.К.

Часть 8. Ночь сомнений

В этой главе я хотел бы поговорить о явлении, которое присуще всем традициям. Оно относится к одному из состояний, которое должен испытать каждый ученик на Пути к Свету. Я имею в виду Ночь Сомнений. Нет ни одного Аватара, Мессии или пророка, который бы не упоминал этот период великого замешательства, с которым рано или поздно познающий должен столкнуться в ходе своих исканий и, по возможности, преодолеть. Я особо подчеркиваю «по возможности», ибо может так случиться, что Ночь Сомнений не даст нам вообще возможности увидеть Свет или, по крайней мере, в течение данного воплощения.

Для начала надо дать определение, что такое Ночь Сомнений. Я бы сказал, что в личном плане это период времени, связанный с сомнениями в ценности идеалов, которым мы следовали до сих пор. В зависимости от обстоятельств, эти сомнения могут быть вызваны рядом испытаний, которым мы подвергаемся, или внутренним кризисом, который не связан с объективным миром. Болезнь, несчастный случай, потеря любимого человека, семейные проблемы и неприятности на работе — это всё причины, которые могут нарушить равновесие в мистических поисках человека и ввергнуть его в мрак сомнений. Независимо от этих испытаний, может случиться так, что по чисто психологическим причинам мистик может быть охвачен внутренними негативными импульсами, которые заставят его отказаться от тех ценностей, в которые он прежде верил.

Приходит ли она как следствие земных испытаний или внутренних страданий, Ночь Смятения часто проявляется одним и тем же способом: пламя нашей мистической веры, вспыхнув, угасает на все то время, пока мы упорствуем в том, чтобы разжечь его вновь. Мы страдаем в полной мере, и хотя мы знаем, что сами виновны в этих страданиях, мы отказываемся освободиться из этих зыбучих песков, которые час за часом, день за днём и неделя за неделей затягивают нас все глубже. Руки помощи тянутся к нам, но мы не желаем их видеть, и тем более воспользоваться ими. Мы больше не верим ни в Бога, ни в черта, ни в человечество, ни в друзей, ни в самих себя. Мы позволяем себе стать пленником фатализма и пресыщенными наблюдателем самого себя. Мы видим себя дрейфующим в океане своих страхов, страданий и отчаяния. Наше собственное существование становится бременем, которое мы несем, потеряв убежденность, и тем самым мы даем розе на креста погибнуть, ибо мы ее уже не различаем.

Многие из нас уже испытали этот весьма мрачный период жизни. Он неизбежно возникает у каждого человека, но на мистика он оказывают особенно большое внутренние воздействия, ибо он сознает, что это состояние связано с тем выбором, который непосредственно повлияет на ход мистической эволюцией. В глубинах своего существа мистик чувствуют, что этот период подвергает его идеалы испытанию, и он понимает, что он выйдет из него либо более сильным, либо, наоборот, менее сильным. Если это так, то отсюда следует, что Ночь Сомнений в том виде, в каком она возникает в жизни мистика, есть результат конфликта между объективным «я» и духовным «я». Конечно, у него может возникнуть ощущение, что это не так, особенно если речь идет о тех тяжёлых испытаний, которые были упомянуты ранее. Однако, согласен он с этим или нет, но Ночь Сомнений существует только потому, что он колеблется между желаниями своего «я» и велениями души, другими словами, между земными иллюзиями и Космической Реальностью.

Для примера, возьмём одно из самых болезненных событий — смерть. И мистики, и верующие испытывают мучительный период, следующий за потерей любимого человека. При таких печальных обстоятельствах их охватывает чувство несправедливости, которое неизбежно оказывается связанным с их собственными верованиями. Почему муж или жена, отец или мать, сын или дочь, брат или сестра умерли такими молодыми? Почему они должны переносить такие страдания? Почему именно в это время? Почему? Да, существует ли Бог? Неужели мистицизм годится только на то, чтобы поддерживать ложные надежды, сделать жизнь менее горькой, сокрыть факт небытия, оправдать слепую и несправедливую судьбу? Совершенно очевидно, что когда в голове возникает такая масса вопросов и ответов, то каждый такой вопрос свидетельствует о сомнениях. Объективное «я» использует любые средства, чтобы овладеть ситуацией, ибо его эготизм видит в этом новую возможность получить удовлетворение. Безусловно, чем больше у вопросов у нас возникает относительно духовной стороны жизни, тем большее значение мы начинаем придавать материальному миру. Другими словами, чем больше мы сомневаемся в Боге нашего Сердца, тем больше Дьявол радуется недостатку у нас разумения.

В этой главе я не собираюсь перечислять все аргументы, как логического, так и мистического характера, которые доказывают, что Бог, как я его понимаю, не может не существовать. Если бы вы сами полностью отрицали существование Бога, вы бы не держали эту книгу в своих руках. Эта проблема оказывается не такой простой, когда мы сталкиваемся с такими горестными событиями, как потеря любимого человека. И может так случиться, как говорилось выше, что мы подвергнем сомнению наши мистические идеалы, ибо, несомненно, смерть лишает нас общества человека, к которому наше объективное «я» было привязано в течение многих лет. Но если существование души всегда было очевидным для нас, и если мы посвятили целую жизнь вопросам эволюции нашей собственной, то как можем мы не признавать её реальность в финальном акте, когда она покидает тело любимого человека?

Что является истинным для этого великого испытания, также справедливо и для всех других испытаний, сопровождающих наше существованию, и ни одно из них не должно огорчать нас так сильно, чтобы мы испытали Ночь Сомнений. Однако опыт показывает, что мы уязвимы и что несчастья могут омрачать нашу духовную жизнь. Почему? Потому, что тот факт, что мы придерживаемся мистических взглядов, не обязательно делает нас мистиками, чья вера непоколебима. С другой стороны, наша оценка испытаний, которым мы подвергаемся, может быть ошибочной. В особенности это касается тех, кто постоянно пытается понять кармические причины физических и душевных страданий, которые они испытывают в те или иные периоды своей жизни. Некоторых мучают сомнения как результат тяжелых испытаний, которые они приписывают действию негативной кармы, совершенно несправедливой в их глазах, особенно учитывая всё то добро, что они, по их мнению, сделали. Они приходили в мой кабинет в отделении А.М.О.Р.К и заявляли, что не понимают, почему после стольких лет, которые они посвятили изучению и практике розенкрейцерского мистицизма, на них обрушилось так много невзгод, несчастий и разочарований. Чувствуя подавленность и тревогу в своем сердце и душе, они говорили мне о своих сомнениях, а иногда даже подвергали сомнению своё членство в Братстве Розы и Креста.

Тем не менее, я объяснял им, что нам не следует усматривать прямую связь между испытанием и отрицательной кармой. Иными словами, важно понять, что испытание, каким бы оно ни было, не обязательно является результатом действия кармы. Многие из них носят чисто эволюционный характер и просто призваны испытать нашу внутреннюю силу, побуждая в то же время наши физические и интеллектуальные силы к их преодолению. Одна аналогия поможет вам понять это. Представьте себе студента, который ненавидит математику и которого экзаменует преподаватель. Для студента этот экзамен — испытание, которое он должен преодолеть, но которое, тем не менее, не связано с плохим поведением с его стороны. Этот экзамен — просто нормальное явление в жизни учебного заведения. Его цель — заставить думать и способствовать приобретению определенных знаний. В этом смысле, хотя студент рассматривает его как испытание, однако оно ни в коей мере не является кармическим. Теперь представьте, что этого студента наказывают, для чего есть веская причина, и в качестве наказания преподаватель даёт ему для решения математическую задачу. В этом случае, это, безусловно, будет кармическое испытание, поскольку оно будет результатом неправильного применения свободной воли учащегося.

Этот же принцип применим к испытаниям, с которыми неизбежно сталкивается каждый человек. Некоторые из них, безусловно, кармические, другие — нет. Такие условия существуют, поскольку они необходимы для целей эволюции, и, будучи воплощённым существом, невозможно развиваться, не решая проблемы и не преодолевая трудности. Поэтому очень важно не пасть жертвой ошибочной мистической интерпретации, при которой увязывалось бы каждое испытание с отрицательной кармой. Если бы это было так, то нам следовало бы признать, что распятие Иисуса (как одна из версий) есть кармическая компенсация за целый ряд его неправильных деяний. Вы должны согласиться, что данное заключение абсурдно и противоречит здравому смыслу. Поэтому, когда вы встречаетесь с испытаниями, то вместо того, чтобы пытаться определить, кармические они или нет, взгляните на них с полной, так сказать, мистической ответственностью, с уверенностью, что вы в состоянии их преодолеть, и что они будут содействовать вашей эволюции.

Как указывалось в начале этой главы, Ночь Сомнений не всегда приходит после испытаний, будь они кармическими или нет. Она может прийти неожиданно, как следствие психологической неустойчивости, причины которой зачастую связаны с личностью индивидуума. Общеизвестно, что нет двух людей с одинаковым темпераментом, характером и эмоциональным складом. Некоторые психологически менее устойчивы, чем другие, и эта неустойчивость иногда приводит к циклическим расстройствам, которые могут проявляться в отказе от убеждений, которых такие люди придерживались ранее. Этот вид расстройства наиболее часто встречается среди людей, испытывающих жизненные лишения. Когда такие люди переживают внутренний кризис, они не в состоянии объяснить глубинные причины своего состояния. Они мучаются все это время, поскольку и не пытаются его преодолеть. Их охватывает пессимизм, одолевают сомнения, их мистическая вера слабеет. Зачастую именно внешнее воздействие возвращает их на правильный путь, и они продолжают жить, пока следующая чёрная дыра вновь не ввергнет их в бездну. Однако, в эти периоды, когда они чувствуют, как их уносит в пучину страданий, все, что им следует сделать, чтобы убрать тучи, закрывающие их внутреннее солнце, это обратиться к Богу своего сердца. Если бы вместо того, чтобы бродить в тёмном лабиринте своих мрачных мыслей, они открылись бы свету, исходящему от всего прекрасного, яркого и чистого, они бы поняли, что пали жертвами недостаточной веры в свои идеалы.

Это наблюдение подводит меня теперь к рассмотрению мистических причин, лежащих в основе Ночи Сомнений. Является ли она результатом смерти любимого человека, испытаний или капитуляции перед нашими собственными страданиями, она может омрачить жизнь мистика, только если усердие, с которым он служит своим идеалам, слишком слабо, поверхностно или даже иллюзорно. С эзотерической точки зрения посвященных, Ночь Сомнений — это свидетельство победы, одержанной нашим внутренним драконом. Поэтому в жизни каждого мистика случается столько Ночей Сомнений, сколько поражений терпит ангел внутри него. До тех пор, пока человек не достигнет той точки эволюции, где он испытывают внутреннее Божественное озарение, он остается уязвимыми в своих поисках, и степень его уязвимости соразмерна его мистической вере. Это означает, что очень немногие из нас могут утверждать, что мы не будут переживать мрачные периоды в духовной жизни или, что мы не будут переживать их в будущем. Даже Учитель Иисус в последний момент своей миссии воскликнул: «Отец, почему Ты покинул меня?» На какой-то миг этот высокий посвященный засомневался. Но здесь важно понять, в ком он засомневался и в ком мы будем сомневаться, когда Ночь Сомнений погрузит нашу душу в тьму атеизма.

Когда мы тщательно исследуем это событие в мистической жизни Иисуса, всё приводит нас к убеждению, что не в Боге он сомневался, а в себе и в своей способности сохранить веру в Бога в период страданий. На нашем уровне, когда мы сомневаемся, происходит как раз противоположное, ибо в основном мы сомневаемся в том, что нас спасает. Однако именно на этом уровне может быть найден ключ, который даёт нам возможность преодолевать тёмные периоды, возникающие в нашей жизни. В минуты отчаяния, во время испытаний и несчастий мы не только не должны терять нашу мистическую веру, а наоборот, думать, говорить и действовать со всё большей верой в Бога. И мы никоим образом не должны допускать к себе сомнения. Мы только должны стремиться получить космическую помощь, чтобы иметь внутреннюю силу для преодоления нашей слабости, ибо именно в этой победе кроется решение любой проблемы, какой бы трагической она ни была в человеческом плане. Отсюда следует, что в условиях, когда наш внутренний санктум ввергнут в бездну тьмы, молитва и медитация являются нашими двумя величайшими союзниками для возврата к Свету.

Вы все знакомы с древним изречением, которая гласит: «Легче предупредить болезнь, чем лечить». Это верно, когда речь идёт о теле, но это также верно, и когда это касается души. Когда приходит болезнь, порой слишком поздно начинать лечение. Поэтому чтобы заложить эффективные основы для недопущения заболевания, нам следует объединять наиболее благоприятные физические и психологические условия сохранения здоровья. То, что мы должны делать для благополучия тела, то же мы должны делать и для гармонии души. Вместо того, чтобы просто ждать, пока не появятся обстоятельств, которые могут повлиять на нашу духовную жизнь и поколебать мистическую веру, нам следует возделывать наш внутренний сад и сеять семена безусловной приверженности Первопричине.

Многие мистики блуждают по Ночам Сомнений, которые они сами создают, потому что просто забыли взрастить розу, которую обещали любить вечно. Но годы прошли и время, в зависимости от того, как оно было использовано, либо подняло их к Свету, либо притупило их духовное восприятие. Безусловно, таков неумолимый закон, к исполнению которого и обязывает наша свободная воля. Если мы добровольно не пробуждаемся к осознанию души, то все заканчивается тем, что сознание объективного «я» собирает силы и берет под свой контроль нашу жизнь. Эта закономерность раскрыта в моем примере с розой в нашем внутреннем саду, ибо каждый знает, что содержание сада в порядке требует постоянного ухода. Недостаточно посеять хорошие семена, чтобы получить хороший урожай. Мы должны также ухаживать за посевами и всегда следить, чтобы их не заглушили сорняки. Это значит, что ничего прекрасного, доброго и полезного нельзя достичь, не прилагая усилий. Поэтому активность есть двигатель добра, тогда как пассивность или даже нейтральность — суть инструменты зла.

Этот принцип ещё в большей степени применим к нашим духовным исканиям, ибо они касаются неосязаемого и невидимого мира. Я хочу сказать, что легче защитить наше тело от какой-либо опасности, чем защитить нашу душу от попыток нанести ей поражение. В первом случае угроза осязаема, во втором — нет. Этим объясняется, почему розенкрейцеры, которые отстают в учении, в конце концов перестают открывать монографии. Это также является причиной того, почему, когда они начинают откладывать периоды молитвы и медитации, им становится всё труднее выполнять необходимую работу. Природа не терпит пустоты. И в результате пустота, которую они создают в своём внутреннем сознании, постепенно заполняется жизнью, направленной всё в большей степени вовне. В конце концов, приходит время, когда они превращаются в розенкрейцеров только по названию, и вот тогда они приходят в состояние, которое наиболее соответствует переживаниям Ночи Сомнений, и которое окажется решающей для их мистических исканий в будущем. Этот пример, имеющий отношение к членам А.М.О.Р.К., может быть применим и ко многим повседневным жизненным ситуациям.

Прежде чем завершить эту главу, я хотел бы подчеркнуть, что вопреки общепринятому мнению, Ночь Сомнений не является исключительно индивидуальным явлением. Она может влиять на эволюцию и целого коллектива. Есть много стран, которые в процессе исторического развития прошли через полное преобразование своего религиозного, социального и экономического устройства. Если это и случается, то только потому, что коллективная душа нации есть отражение множества душ её составляющих. Именно поэтому, когда множество индивидуумов испытывает глубокие внутренние страдания в одно и то же время, их воздействию подвергается общее сознание. Я напоминаю вам об этом потому, что сейчас человечество погружено в Ночь Сомнений, что отражает ту борьбу, которая идет в каждом человеке. Может быть, человечество никогда не было так хорошо подготовлено к приходу духовности, как сейчас. Люди все пристальнее всматриваются в себя и в абсолютный хаос, сотрясающий мир, они готовы провести переоценку тех ценностей, которые в нашем современном обществе создали пропасть между телом и душой.

Более чем когда-либо люди осознают, что материализм, дав многое для их физического благополучия, отстранил их от внутренней жизни, от которой они никогда на самом деле не отрекались. Но, как вы знаете, когда мы далеко от того, что нам дорого, мы стараемся приблизиться к нему любыми возможными способами. Вот почему, несмотря на все внешние проявления, мы должны видеть в нашей нынешней эпохе свидетельства беспрецедентного примирения между Богом и Его Творением. Ночь Сомнений, которую сейчас переживает человечество, есть само по себе доказательство того, что ангел-хранитель ещё живет в сердце каждого человека, и никогда еще он не сражался с таким упорством с находящимся внутри каждого из нас драконом. В этом смысле, то, что мы сейчас переживаем на земном плане, просто внешнее проявление духовной битвы, которую ведёт каждый из нас. Это означает, что если большинство человечества одержит победу и найдет Свет, у мира появятся все возможности увидеть Золотой Рассвет, о котором говорили все посвящённые.

Поскольку это и есть то, чего мы все желаем, наш долг помочь нашим братьям заполнить внутреннюю пустоту, которая делает их такими беспомощными перед лицом нарастающих ударов сил зла. Как это сделать? Быть самим ответственными, сильными и, более того, быть мистиками не только на словах, но и на деле. Мы должны вести себя таким образом, чтобы все люди, с которыми мы встречаемся, ощущали в нас такую личность, чей оптимизм и спокойствие могут преодолеть все испытания. При каждой возможности мы должны направлять разговор к обсуждению мистицизма и доказывать, что всё, абсолютно всё, может и должно рассматриваться с духовной точки зрения. Короче говоря, где бы мы ни были, и кем бы мы ни были, мы должны быть Светом, который освещает души других и согревает их сердца. По моему мнению, это единственный способ указать дорогу, по которой человечество должно следовать, чтобы выбраться из того тёмного лабиринта, в котором оно оказалось. Долг всех мистиков, и не только Розенкрейцеров, состоит в том, чтобы способствовать постепенным изменениям в умах людей так, чтобы восстановить равновесие между материальными интересами и духовными потребностями.

Каждая Ночь Сомнений, будь то индивидуальная или коллективная, — это посвящение. В конце каждого посвящения появляется маленький огонёк, и когда все маленькие огоньки сольются в один, и индивидуальное, и коллективное сознание испытает Космическое Озарение. Путь к Великому Свету будет широко открыт, а тьма навсегда изгнана.

Да будет так!


© Copyright, 2005-2020, АМОРК. Все права защищены.

Копирование текстов АМОРК разрешается только с обязательной ссылкой на сайт правообладателя: «© АМОРК, www.amorc.org.ru»


Читать следующую часть или перейти в оглавление.

Top